На платформе Netflix стартовал сериал из числа самых ожидаемых проектов года: новая экранизация одной из частей "риплиады" Патриции Хайсмит.
Факт появления на свет нуарного мини-сериала "Рипли" Стивена Зеллиана (сценарист "Списка Шиндлера", "Миссия невыполнима", "Банд Нью-Йорка") позволил гениальному Эндрю Скотту ("Шерлок") наконец-то избавиться от своего изрядно заюзанного экранного злодея Мориарти, а зрителям — получить глубочайшее эстетическое удовольствие из всех возможных. Особенно с учетом мрачного визуала на фоне минимума саспенса. Фокус посмотрел сериал и делится впечатлениями.
Когда речь заходит о нескольких экранизациях "Рипли", на первом месте всегда оказывается грандиозный дуэт Джуда Лоу и Мэтта Дэймона. Для многих эта адаптация стала основной и нарицательной, а кто-то вообще не знает, что существуют другие.
Более погруженный в тему зритель привык видеть Томаса Рипли юным злодеем (за исключением экранизации с Джоном Малковичем). Мы знакомы с Рипли Рене Клемана, с 27-летним неприлично привлекательным для абьюзивного социопата Аленом Делоном в ленте "На ярком солнце". Однако Томас Рипли в исполнении Эндрю Скотта — взрослый, "потертый", уставший, завистливый парень средних лет в стоптанной обуви и недорогом помятом костюме: олицетворение мелкого зла, которое как будто ждет своего часа, чтобы стать большим.
Иначе говоря, Томас Рипли Зеллиана — один из тех, кому давно нечего терять, но осталось лишь парочка шансов хоть что-то обрести, и ради этого он оказывается готов абсолютно на все. А главное — без колебаний поглотить чужой мир.
Так, герой, которого целиком "украли" тени, в медленной манере достижения своих целей выходит на свет софитов и неторопливо создает зло. Да, именно создает, потому что творят его явно быстрее и хаотичнее. А Томас Рипли — настоящий маэстро зла и гений теней, впрочем, как и Мориарти: он пишет зло, как художник шедевр, то и дело дополняя свое творение новыми мазками и оттенками. Правда, Мориарти создавал свои "шедевры" с позиции превосходства, а Рипли — из положения униженного и незаметного.
Кстати, поверхностное впечатление указывает на то, что именно тему теней и решили раскрыть авторы экранизации, и монохромный формат выбран не случайно. Хотя, возможно, они просто хотели передать привет Альфреду Хичкоку с его "Незнакомцами в поезде", сделав к нему визуальную и атмосферную отсылку. Спойлер: получилось узнаваемо и читаемо.
О чем сериал "Рипли" 2024
Конец 1950-х годов. С виду не самый одаренный аферист Томас Рипли пытается поправить материальное положение, подделывая банковские счета. Однажды Тома приглашает на ужин миллионер Герберт Гринлиф и предлагает ему поспособствовать возвращению его наследника Дики (Джонни Флинн) домой и в бизнес. Оказывается, сын Герберта и бывший однокурсник Тома со вкусом прожигает жизнь на берегу моря в Италии в компании новой подружки Мардж (Дакота Фаннинг) и совсем не спешит участвовать в отцовском деле.
Рипли соглашается, однако после встречи с Дики в Италии Томас решается на самую невероятную аферу — самому превратиться в Дики.
Чем примечателен сериал "Рипли"
Прежде всего эстетика. Общие пейзажи с театральными сценами, до мелочей продуманные элементы одежды, аксессуары, даже униформа обслуживающего персонала — настоящий гимн скрупулезности в лучшем ее воплощении.
Далее — гомогенность в восприятии атмосферы и главного героя: у нас нет сомнений, нравится он нам или нет: он нам точно не нравится с первого взгляда. Никому не хочется быть на месте Томаса Рипли или, Боже упаси, быть им! И да: нам совсем не хочется в этот итальянский Атрани, неспособный стать отдушиной зрителю, при всем своем каком-то по-скандинавски холодном совершенстве.
Все это сильно отличает драматическую экранизацию Зеллиана от фильма Энтони Мингеллы, 1999, в котором Джуд Лоу, Мэтт Дэймон и Гвинет Пэлтроу устроили яркую вечеринку на троих на глазах у миллионов зрителей. Многим известно, что слишком длительные вечеринки часто плохо заканчиваются, что логично и произошло в "Талантливом мистере Рипли".
У Мингеллы вся драма повествования разворачивалась на фоне настоящей "дольче виты", она была эффектно "подслащена" поэтическими пейзажами Амальфи, яркими нарядами и красной помадой Гвинет Пэлтроу, самодовольным выражением лица Джуда Лоу с неизменным бокалом в руках. У Зеллиана нет в картине ни одного "убежища" для отдыха и уж точно намеков на веселье — там все абсолютно мрачно и красиво до совершенства.
Из неудачного — в сериале слишком мало саспенса, на который рассчитывает поклонник жанра, все оттягивает на себя "картинка" внутри повествования. Очевидно, создатели так тщательно работали над подачей новых смыслов, созданием очередной версии Рипли и атмосферным визуалом, что оставили слишком мало пространства жанру. Но это совсем не помешает получить удовольствие от просмотра: Однозначно — в избарнне!
Ранее Фокус писал репортаж с премьеры "Мы, наши любимцы и война".