Разделы
Материалы

Оргия субсидий закончилась. Подержанные германские авто отправляются в развивающиеся страны

В Германии закончились автомобильные премии, которые выдавались на покупку новой машины. После всплеска продаж 2009 года 2010-й может оказаться для рынка провальным

Оксана и Йенц Майкснер купили Chevrolet Captiva три месяца назад. Авто обошлось им в 26 тыс. евро. Супруги, как и многие их соотечественники, воспользовались бонусом правительства, который выдавался на покупку новой машины в обмен на утилизацию старой. Так что прежний автомобиль семьи Майкснер, 15-летний Mitsubishi, отправился на заслуженный отдых.

– В нашем случае это была помощь, это было оправданно, – отзывается Оксана о премиальных немецкого правительства в разговоре с Фокусом.

Оксана и Йенц – госслужащие. Они живут в пригороде Берлина и каждый день ездят на работу в столицу. Одного авто им пока хватает. Бывает, что один едет в Берлин на машине, другой – на пригородной электричке. О покупке второй машины чета Майкснер пока не задумывается, хотя в Германии семьи предпочитают иметь по два автомобиля.

– Но мы считаем, что одной машины нам хватит, ведь это тоже определенные расходы, – объясняет Оксана.

Кампания по выплате автомобильных премий, которую немецкая пресса назвала "оргией субсидий", началась в Германии в конце января. Поначалу в фонде было 1,5 млрд. евро, но из-за поднявшегося ажиотажа правительство увеличило сумму до 5 млрд. евро. Любой желающий мог зарегистрировать заявку на специальном интернет-портале. Акция должна была продлиться до конца 2009 года. Однако деньги закончились раньше. На момент, когда сайт был закрыт, в очереди осталось 15 тысяч потенциальных покупателей. Кому-то из них может улыбнуться удача, если часть предыдущих заявлений по каким-то причинам будет отвергнута.

Скажи бонусу "нет"

Несмотря на то что бонусы правительства иссякли, покупателям не стоит расстраиваться: чтобы удержать уровень продаж, автодилеры увеличивают скидки на новые авто. Так что сегодня машину можно приобрести в среднем с 25-процентной скидкой. А в будущем году, по прогнозу специалистов, скидки будут еще больше.

В отличие от покупателей, рабочим автомобильной отрасли есть над чем задуматься: специалисты уверены, что после закрытия бонусной программы под угрозой окажется не менее 90 тысяч рабочих мест, поскольку несколько тысяч дилерских компаний могут закрыться. Искусственно завышенный спрос на автомобили в этом году может обернуться проблемой в следующем, ведь покупателей станет намного меньше. Обвал рынка предрекает и глава автоконцерна Daimler Дитер Цетше. А председатель правления BMW Норберт Райтхофер недавно заявил, что правильнее было бы давать субсидии на автомобили с минимальным выбросом в атмосферу СО2. Такой подход пришелся бы по душе и зеленым.

"Те, кто сегодня покупает автомобиль, не будут делать этого через год или два, а ведь в будущем на рынке появятся новые, более экологичные модели", – заявила лидер парламентской фракции зеленых Рената Кюнаст.

Стоит отметить, что акция "Купи новое авто" поощряла сдачу в утиль машины старше девяти лет, но закон не предписывал, каким должно быть потребление бензина у новой модели. Поэтому экологи предъявляли претензии правительству вполне обоснованно, поскольку появившиеся на немецких автобанах новенькие авто – еще не гарантия уменьшения вредных выбросов. Этот просчет учли в США. Субсидия под названием "Премия за ржавое корыто" предлагается американцам, которые сдают на свалку старое авто в обмен на новое, соответствующее нынешним экологическим требованиям. Такой автомобиль расходует минимальное количество топлива, а также содержит в выхлопах низкий уровень углекислого газа. Чем экологичнее новая машина – тем выше премия. Бонус может составить и 3500, и 4500 долларов.

Хотя выплата бонусов признана нем­цами самой популярной антикризисной мерой, в адрес канцлера Ангелы Меркель не раз звучала резкая критика со стороны политических оппонентов. Например, вице-президент бундестага, представитель либеральной Свободной демократической партии Херман Отто Зольмс назвал программу Меркель "многомиллиардным предвыборным подарком" (27 сентября блок Меркель ХДС/ХСС победил на выборах в бундестаг), который еще обернется для немецкой промышленности немалыми проблемами. В Германии неоднократно заявляли о том, что автомобили, которые покупают немцы благодаря бонусам, это в большинстве случаев малолитражки иностранного производства. Однако среди немецких автоконцернов нашлись те, кто признал: мера правительства спасла их от банкротства. Opel, к примеру, получил в этот период много заказов, а значит, по словам представителей компании, выиграл время для стабилизации ситуации в период кризиса.

Немецкая пресса назвала ажиотаж вокруг премий "коллективным опьянением". Ведь педантичные немцы, привыкшие делать все взвешенно и обдуманно, кинулись в автосалоны, словно это была самая главная распродажа последних лет. Впрочем, возможно, так оно и было, ведь правительству удалось добиться своего: спад в экономике замедлился.

Немецкий опыт переняли не только в США, но и в Италии, Франции и Великобритании. Для Германии это только плюс, ведь значительная часть произведенных в стране авто идет на экспорт.

Утиль – в Африку

Пока правительство противостояло оппонентам, а довольные немцы спешили в автосалоны за новыми машинами, свое на антикризисной программе пытались наварить и сборщики утиля. Полиция в течение последних месяцев обнаружила немало случаев махинаций со сданными в переработку авто. Махинаторов можно понять: многие машины еще на ходу и пускать их под пресс рука не поднимается. Сохранившие товарный вид автомобили отправлялись в долгое путешествие. Одни – в направлении Восточной Европы, другие – в Африку. В Гамбурге, Бремене и других портовых городах полиция обнаружила не одну сотню машин, готовых к нелегальному вывозу за рубеж. Так что достоинства германской автомобильной премии наверняка оценят и жители развивающихся стран.

Яна Седова, Фокус