Разделы
Материалы

Мнение: Капитаны стартап-кораблей

Чтобы стать следующим Стивом Джобсом, Сергеем Брином или Биллом Гейтсом, украинским начинающим IT-предпринимателям не хватает общения

Украинские айтишники ничуть не отстают в плане талантливости, знаний, идей и амбициозности от своих зарубежных коллег.

В этом мне лишний раз довелось убедиться, общаясь со студентами ведущих украинских университетов. Я и мои коллеги встречались с ребятами, которые учатся на технических факультетах в Киеве, Харькове, Львове. Эти молодые люди занимают активную жизненную позицию, понимают высокотехнологичный рынок, чувствуют вектор его развития, в их головах полно проектов. Однако есть одно "но", которое зачастую становится причиной поражения перспективных и многообещающих инициатив: украинским студентам катастрофически не хватает практики, опыта и профессиональных коммуникаций.

Из всех проинвестированных проектов на IT-рынке выживает лишь 20%

На мой взгляд, именно контакт с гуру рынка, возможность перенять их опыт и знания, зажечься их страстью к своему делу значат едва ли не больше, чем инвестиции и выверенные маркетинговые ходы. Упрямая статистика свидетельствует: из всех проинвестированных проектов на IT-рынке (неважно, кто вкладывал: венчурные фонды или частные инвесторы – бизнес-ангелы) выживает лишь 20%, а "выстреливают", становятся звездами – и вовсе один-два. Почему? Причин на самом деле множество: кому-то не хватает опыта, кому-то – сил и желания довести свое детище до стадии break-even (безубыточности). Кто-то ошибся с командой или просто неверно определил фокус, нишу, маркетинговые инструменты продвижения продукта или сервиса на рынок, кто-то изначально завысил планку и не смог ее осилить. Все эти моменты сложно учесть, если ты в самом начале пути. Но избежать ошибок все же можно.

За границей на помощь начинающим интернет-бизнесменам приходят нетворкинг-площадки. Их довольно много: французский Le Web, голландский TheNextWeb, немецкий DLD, американский TechCrunch, австрийский Startupweek – это далеко не полный перечень тех мероприятий, которые собирают именитую тусовку опытных инвесторов и светил рынка глобальной IT-индустрии. На эти конференции стремятся попасть IТ-предприниматели со всего мира, потому что они дают реальную возможность познакомиться лично с гениями интернет-рынка, воодушевиться их достижениями, получить бесценные советы и уберечь себя от ошибок. Моя коллега, основатель сервиса скидок Grоupon Russia Елена Масолова, как-то рассказала о том, как на одной из подобных конференций она познакомилась с Биллом Гейтсом. Эта встреча дала ей уверенность, что на IТ-рынке каждый может сделать свое чудо. Сейчас она один из самых успешных интернет-предпринимателей России.

Вдохновляясь опытом зарубежных коллег, второй год подряд мы организовываем в Украине конференцию Investor Day Central and Eastern Europe (IDCEE). Мы хотим создать тот самый базис для развития отечественного IT-рынка и венчурного инвестирования. Конференция – это, по сути, коммуникационная платформа для талантливых предпринимателей Центрально-Восточного региона Европы и ведущих венчурных фондов, бизнес-ангелов и экспертов IT-рынка мирового уровня. Именно на таких площадках предприниматели смогут отойти от стереотипов, понять, куда двигать свой бизнес, как обходить острые углы и как добиться рентабельности стартап-проекта. Ведь просто выдвигать гениальную идею – мало. Нужно еще уметь превратить ее в бизнес.

Сегодня многие начинающие IТ-предприниматели зациклены на технологии, а не на построении эффективной системы монетизации проекта. Но для настоящего успеха своего дела нужно быть одержимым его идеей.

Стив Джобс советовал выпускникам Стэнфорда: Stay Foolish, Stay Hungry. Это должен помнить каждый, кто хочет сделать свой стартап успешным. Ведь только постоянный профессиональный рост, желание быть в гуще профильных событий, стремление получить прямой контакт с лидерами мнений рынка сделает из юнги настоящего капитана стартап-корабля.

Виктория Тигипко, соучредитель и управляющий директор фонда TA Venture, соорганизатор конференции IDCEE. Журнал Фокус и сайт Фокус.ua выступают медиапартнерами конференции