Мнение: Обманите меня
Характеристика "голливудское кино" звучит как приговор лишь для тех синефилов, которые про американский кинематограф ничего не знают
"Купите камушек аметиста, носите с собой в кармане и будете спокойнее", – посоветовал мне один доброжелательный таксист после того, как стал свидетелем крайне эмоционального разговора между мной и моей подругой. "Назови хотя бы трех голливудских актеров! Или хотя бы пять голливудских фильмов, которые ты видела в этом году!" – возмущалась я. "Не помню я имен и названий, но голливудское кино все равно не люблю", – парировала подруга, выводя перепалку на очередной виток. Мы с ней общаемся уже не первый год, и не первый год этот спор время от времени повторяется.
Вообще же моя подруга – единственный человек, с которым я спорю о голливудском кино. В других случаях на словах "типичный голливудский отстой" разговор о кинематографе для меня заканчивается. И дело не в том, что такая характеристика – слишком смелое обобщение. В Голливуде ежегодно снимают несколько сотен разных фильмов, и некоторые из них, конечно, отстой, но есть и настоящие шедевры. Возьмите, к примеру, хиты прошлого года – "Начало", "Черного лебедя" и "Социальную сеть". Общее у этих фильмов лишь то, что они все выпущены на Фабрике грез. Ах да, еще – номинация на "Оскар"-2011. Не считаете "Оскар" показателем качества? Значит, вы пропустили немало отличных кинолент. И не забывайте об американской классике – даже самые ярые фанаты европейского артхауса и противники Голливуда вряд ли станут спорить с авторитетом Чарли Чаплина или Билли Уайлдера.
Кстати, именно Билли Уайлдер, тот самый, на чьем счету "В джазе только девушки" с Мэрилин Монро и "Сабрина" с Одри Хепберн, – как-то сказал, что делает исключительно те фильмы, которые сам бы с удовольствием смотрел.
И вот за такую человечность и доброжелательное отношение к зрителю уже стоит любить голливудское кино. Его создатели умеют иногда пожертвовать драматичным финалом ради хеппи-энда. То есть сознательно превратить свой потенциальный творческий манифест в продукт, который может и не остаться в истории мирового кинематографа, зато принесет радость нескольким миллионам зрителей.
Создатели голливудских фильмов иногда жертвуют потенциальным местом в истории кино ради радости нескольких миллионов зрителей
К примеру, в недавнем экшене "Время" история главных героев напоминает классический сюжет Бонни и Клайда, только без летального исхода в финале. И хотя тут же нашлись те, кто полагает, что за счет такого поворота сюжета лента выглядит легковесной, – ее приятнее смотреть. А в фантастическом полуэкшене-полумелодраме "Меняя реальность", разлучи сценаристы главных героев, весь зрительный зал, включая мужскую часть, утонул бы в слезах. Но создатели ленты предпочли оставить всех в хорошем настроении.
Фильмы по комиксам – еще одна категория, на которую заядлые синефилы с удовольствием лепят ярлык "голливудский отстой". При этом будто не замечают, что комиксы тоже бывают очень разные. Сравните хотя бы сложных по структуре "Хранителей" с легкомысленным "Железным человеком" или мрачный "Город грехов" с экспрессивными "300 спартанцами". Да и цимис вовсе не в том, что киносериалы о Людях Икс, Бэтмене, Супермене, Капитане Америка и прочих супергероях сняты по комиксам. Важно, что в этих лентах хорошие парни всегда побеждают плохих и справедливость торжествует. Причем речь об унылом морализаторстве не идет, ведь это же экшен, он должен быть занимательным.
А вот много ли вы знаете европейских фильмов, несущих столько же оптимизма и способных так же хорошо развлечь зрителя? То есть кому-то и финал в духе "в общем, все умерли", как в "Меланхолии" датчанина Ларса фон Триера, может казаться оптимистичным. А кому-то после похода в кино нравится впадать в депрессию – в этом, кстати, хорошо помогают российские социальные драмы, мучительные и беспросветные. Из новинок, например, – "Охотник" Бакура Бакурадзе или "Бедуин" Игоря Волошина. Такие фильмы тяжело смотреть и потом еще тяжелее забыть. Они, конечно, куда более жизненные. Но эту жизненность я легко отдам за большой стакан попкорна, удобное кресло, гигантский экран и возможность на два часа погрузиться в полностью выдуманный мир. И, в общем-то, обманываться в кино нравится не мне одной – посмотрите на кассовые сборы "Аватара", самого "реалистичного" фильма последних лет.
Юлия Куприна, обозреватель отдела Культура журнала Фокус