Мнение: Обманите меня

Характеристика «голливудское кино» звучит как приговор лишь для тех синефилов, которые про американский кинематограф ничего не знают

«Купите камушек аметиста, носите с собой в кармане и будете спокойнее», – посоветовал мне один доброжелательный таксист после того, как стал свидетелем крайне эмоционального разговора между мной и моей подругой. «Назови хотя бы трёх голливудских актёров! Или хотя бы пять голливудских фильмов, которые ты видела в этом году!» – возмущалась я. «Не помню я имён и названий, но голливудское кино всё равно не люблю», – парировала подруга, выводя перепалку на очередной виток. Мы с ней общаемся уже не первый год, и не первый год этот спор время от времени повторяется.

Вообще же моя подруга – единственный человек, с которым я спорю о голливудском кино. В других случаях на словах «типичный голливудский отстой» разговор о кинематографе для меня заканчивается. И дело не в том, что такая характеристика – слишком смелое обобщение. В Голливуде ежегодно снимают несколько сотен разных фильмов, и некоторые из них, конечно, отстой, но есть и настоящие шедевры. Возьмите, к примеру, хиты прошлого года – «Начало», «Чёрного лебедя» и «Социальную сеть». Общее у этих фильмов лишь то, что они все выпущены на Фабрике грёз. Ах да, ещё – номинация на «Оскар»-2011. Не считаете «Оскар» показателем качества? Значит, вы пропустили немало отличных кинолент. И не забывайте об американской классике – даже самые ярые фанаты европейского артхауса и противники Голливуда вряд ли станут спорить с авторитетом Чарли Чаплина или Билли Уайлдера.

Кстати, именно Билли Уайлдер, тот самый, на чьём счету «В джазе только девушки» с Мэрилин Монро и «Сабрина» с Одри Хепбёрн, – как-то сказал, что делает исключительно те фильмы, которые сам бы с удовольствием смотрел.

И вот за такую человечность и доброжелательное отношение к зрителю уже стоит любить голливудское кино. Его создатели умеют иногда пожертвовать драматичным финалом ради хеппи-энда. То есть сознательно превратить свой потенциальный творческий манифест в продукт, который может и не остаться в истории мирового кинематографа, зато принесёт радость нескольким миллионам зрителей.

Создатели голливудских фильмов иногда жертвуют потенциальным местом в истории кино ради радости нескольких миллионов зрителей

К примеру, в недавнем экшене «Время» история главных героев напоминает классический сюжет Бонни и Клайда, только без летального исхода в финале. И хотя тут же нашлись те, кто полагает, что за счёт такого поворота сюжета лента выглядит легковесной, – её приятнее смотреть. А в фантастическом полуэкшене-полумелодраме «Меняя реальность», разлучи сценаристы главных героев, весь зрительный зал, включая мужскую часть, утонул бы в слезах. Но создатели ленты предпочли оставить всех в хорошем настроении.

Фильмы по комиксам – ещё одна категория, на которую заядлые синефилы с удовольствием лепят ярлык «голливудский отстой». При этом будто не замечают, что комиксы тоже бывают очень разные. Сравните хотя бы сложных по структуре «Хранителей» с легкомысленным «Железным человеком» или мрачный «Город грехов» с экспрессивными «300 спартанцами». Да и цимис вовсе не в том, что киносериалы о Людях Икс, Бэтмене, Супермене, Капитане Америка и прочих супергероях сняты по комиксам. Важно, что в этих лентах хорошие парни всегда побеждают плохих и справедливость торжествует. Причём речь об унылом морализаторстве не идёт, ведь это же экшен, он должен быть занимательным.

А вот много ли вы знаете европейских фильмов, несущих столько же оптимизма и способных так же хорошо развлечь зрителя? То есть кому-то и финал в духе «в общем, все умерли», как в «Меланхолии» датчанина Ларса фон Триера, может казаться оптимистичным. А кому-то после похода в кино нравится впадать в депрессию – в этом, кстати, хорошо помогают российские социальные драмы, мучительные и беспросветные. Из новинок, например, – «Охотник» Бакура Бакурадзе или «Бедуин» Игоря Волошина. Такие фильмы тяжело смотреть и потом ещё тяжелее забыть. Они, конечно, куда более жизненные. Но эту жизненность я легко отдам за большой стакан попкорна, удобное кресло, гигантский экран и возможность на два часа погрузиться в полностью выдуманный мир. И, в общем-то, обманываться в кино нравится не мне одной – посмотрите на кассовые сборы «Аватара», самого «реалистичного» фильма последних лет.

Юлия Куприна, обозреватель отдела Культура журнала Фокус