Разделы
Материалы

Мнение: Юлия Владимировна Мандела

Этапирование Тимошенко в Качановскую женскую колонию окончательно закрепило за ней статус осужденной. Впереди еще 10 уголовных дел, крест на парламентских выборах и забытье

Из истории главной оппозиционерки мог бы выйти неплохой роман в стиле постмодернистского абсурдизма. Причем бессмертный "Процесс" Франца Кафки, с которым оппозиция так любит сопоставлять судебное разбирательство по делу своего лидера, кажется рождественской историей по сравнению с зашкаливающей нелепостью в действительности. Скажу сразу: я не сторонник Тимошенко и всегда со скепсисом относился к ее действиям в качестве премьер-министра. Мне, как и многим другим, претил ее популизм и пугала пиар-кампания во время эпидемии свиного гриппа. И уж тем более я не хочу, чтобы моя страна платила за газ больше, чем Германия или Италия.

Политтехнологи примеряют на Юлию Тимошенко образ Нельсона Манделы. Но готова ли сама Юля сидеть в тюрьме так же долго, как героический президент ЮАР?

Но можно ли за это отправлять Тимошенко на семь лет за решетку? И под Новый год этапировать в единственную женскую колонию, где сидят пожизненники — женщины, убившие по два-три человека? Разве соразмерны политические просчеты леди Ю с этими преступлениями? Возможно, и нет. Но власть делает все, чтобы народ уверовал: экс-премьер — преступница и должна сидеть в тюрьме. Так, вопреки решению Шевченковского суда о повторном аресте и содержании в Лукьяновском СИЗО, Тимошенко за решеткой, а силовые ведомства вовсю расследуют против нее еще 10 уголовных дел.

Пока идет следствие, на Банковой, судя по всему, задумали окончательно настроить украинцев против оппозиционерки. С этой целью для Тимошенко в Качановке подготовили камеру, уверенно дотягивающую до уровня номера четырехзвездочной гостиницы. Расчет, вероятно, на праведный гнев народа: смотрите, она даже сидит лучше, чем вы живете. На голубые экраны якобы невзначай попали кадры, на которых с большой помпой кортеж, сопровождаемый гаишными машинами с мигалками, влетает в ворота харьковской тюрьмы. Дескать, даже в колонию ее с кортежем возят.

Не поддаются логике и действия власти после того, как Тимошенко оказалась в тюрьме. Опасаясь побега или пользования недозволенными предметами, за леди Ю в камере установили круглосуточное видеонаблюдение. То ли готовят для народа новые ролики на тему "Как шикарно сидит Юля", то ли записывают для кое-кого в верхах услаждающее взор home video.

А после попытки установить палаточный городок у стен Качановской колонии едва ли не в один день случился пожар, прорвало водопровод и начался ремонт дороги — куда уж тут митинги проводить.

Абсурд, скажете? Нет, это реальность. Но что же ждет в этой реальности саму Тимошенко? Ведь 23 декабря Апелляционный суд подтвердил приговор о 7 годах заключения, вынесенный судьей Печерского райсуда Киева Родионом Киреевым. Политологи и эксперты сейчас ломают копья в дискуссиях о том, сможет ли экс-премьер вернуться в большую политику. Политтехнологи уже примеряют на нее образ Нельсона Манделы, но готова ли сама Юля сидеть в тюрьме так же долго и стоически, как героический президент ЮАР? Одни пророчат, что главную оппозиционерку спасет дочь, приняв участие в выборах. Другие — что Европа таки дожмет президента, и он, раскаявшись, сам выпустит недавнюю соперницу на свободу. Защита Тимошенко уповает на Европейский суд по правам человека. Адвокат Сергей Власенко уверен, что уже в конце марта — начале апреля случится судьбоносный перелом — позитивное решение Страсбурга по жалобе узницы №1. Однако сведущие люди, юристы и судьи, считают эти надежды, мягко говоря, несбыточными. Ведь, если вникнуть в тонкости юриспруденции, жалоба подавалась на незаконный арест оппозиционерки и совершенно не касается нарушений в судебном процессе Киреева.

Но даже если ЕСПЧ признает правоту Юлиной защиты, самое большее, что ей светит, — это компенсация из бюджета Украины. Грамотные юристы говорят: чтобы добиться пересмотра приговора в принципе, согласно процедуре, необходимо пройти все судебные инстанции внутри страны, включая Верховный суд, а потом уже уповать на Страсбург. Этого адвокаты Тимошенко пока делать не хотят, хотя и не исключают, что кассация все же будет. На акт помилования рассчитывать не приходится. Ради этого узнице необходимо признать свою вину и обратиться к президенту, чего Тимошенко никогда не сделает. В такой патовой ситуации ЮВТ остается надеяться только на результаты парламентских выборов, которые, возможно, изменят политический расклад в стране и подарят ей свободу. А пока она сидит, ей придется положиться на порядочность соратников, ведь, как справедливо заметил политолог Вадим Карасев, "важно, что делает Юля — управляет партией или шьет рукавицы".

Андрей Ткач, журналист