Разделы
Материалы

Жертвы офшора. Кипр становится опасным для предприятий украинских бизнесменов

Хранить капиталы на Кипре не так уж и выгодно пишет в своем блоге на Фокус.ua Анна Огренчук, управляющий партнер LCF Law Group

Объем инвестиций из офшорного Кипра в Украину постоянно растет. Если в кризисном 2009 году из солнечного острова в нашу страну поступило $0,911 млрд., то в течение 2011-го этот показатель вырос до $2,731 млрд. Выводить средства в оффшоры ради ухода от налогов и сохранения собственной конфиденциальности – пока популярная затея. Но если от фискальных органов на островах еще можно спрятаться, то от передела собственности в Украине скрыться под пальмами не получится. От идеи открытия офшорной компании, конечно, не стоит отказываться, но делать это нужно с умом.

Ранее многие владельцы украинских предприятий средней руки были уверены, что их бизнес в форме кипрского холдинга с офисом где-нибудь в центре Никосии – неприступная крепость

История, в которую попали одни наши клиенты, сейчас типичная для многих представителей среднего бизнеса. В свое время, следуя общей тенденции, они вывели свою компанию на острова. Учредителями их предприятия стали двое нерезидентов – юридические лица из Кипра и Великобритании. В британской компании номинальным учредителем числился водитель одного из реальных акционеров. Так украинским злоумышленникам, пытавшимся завладеть компанией, легко удалось найти выходы на этого "учредителя". То ли запугав, то ли подкупив, они вынудили его сделать заявление – афедевит – о том, что действовал не от своего имени. Кроме того, водитель указал, что собственником предприятия теперь являются не реальные учредители, а, собственно, "прищучившие" его преступники.

Почему подобное в принципе стало возможным? Большинство отечественных компаний открывают холдинги в низконалоговых юрисдикциях через посредников – юристов и консультантов. При этом практически никогда не видятся со своими инкорпораторами – аналог наших регистраторов ценных бумаг. Как правило, фиктивные учредители кипрских холдингов – это наемные менеджеры, у которых в обойме еще с десяток таких же компаний. И по большому счету, им плевать, кто является реальным хозяином предприятия. Кроме того, реальные собственники нередко совершенно случайно узнают о том, что в составе номинальных акционеров компании произошли изменения или часть акций перешли незнакомым людям.

Еще один момент, который упускают подвергающиеся рейдерской атаке владельцы офшорных фирм – это требования местного законодательства. Порой даже адвокаты забывают о кипрских судах и их особенностях. Яркий пример тому, как суд в Никосии повлиял на развитие конфликта вокруг группы компаний Nemiroff. По иску миноритарных акционеров, суд арестовал акции и запретил проведение общего собрания акционеров, не дав мажоритариям снять руководителя предприятия. В Украине подобная практика сомнительна. Судьи побаиваются выносить вердикты о запрете на обращение акций либо на проведение собрания акционеров. В то время как на Кипре запрет акционерам распоряжаться акциями – совершенно нормальная процедура. Схожее решение – запрет на какие-либо изменения, связанные с уставным капиталом, объектами интеллектуальной собственности или отчуждения лицензий – принял Княжеский суд Лихтенштейна по отношению к одной из компаний водочного холдинга.

Впрочем, несмотря на все риски, низконалоговые юрисдикции вряд ли станут менее популярны. Прежде всего, потому что, подобными схемами активно пользуются – чиновники. Не убавят пылу работать на Кипре и попытки правительства обложить налогами операции с офшорами.

Фокус.ua