Зэки на экспорт. Как Тимошенко хотели отправить в Германию
Скандальный законопроект о лечении заключенных за границей, который должен был помочь Юлии Тимошенко выехать в Германию, провалился в Раде. А зачем собственно подавали? – пишет в своем блоге на Фокус.ua журналист Андрей Ткач
"Я думаю, що просто своєю чуйкою попав туди, куди треба", – нахваливал внефракционный депутат Тарас Чорновил свой законопроект о лечении осужденных за границей. 11 мая этот народный избранник неожиданно предложил внести довольно странные изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс. Фактически Чорновил попытался узаконить индульгенцию для отечественных зэков. Автор предложил дать право суду освобождать от наказания осужденных по представлению врачебной комиссии, если их признают тяжелобольными. Чтобы вместо срока в тюрьме, они получали лечение в любой больнице Украины или за пределами страны. Для обывателей могло бы показаться, что закон написан специально под экс-премьера Юлию Тимошенко. Мол, принимается закон – Юля едет в Германию лечиться и не возвращается. Так, собственно, трактовал документ и сам автора. При этом подчеркивал, что законопроект в целом – на благо страны, дескать, из-за осужденной оппозиционерки Украина оказалась изолированной на международном уровне и поэтому Тимошенко стоит дать возможность выехать "хоть на весь срок заключения – 7 лет". По мнению нардепа, такой ход облегчит жизнь, как власти, так и оппозиции.
Представьте, сколько подсудимых, а их у нас более 150 тысяч, смогут купить себе вместо тюрьмы заграничную больницу.
Но проследив путь этого документа и заявления власть имущих, сопровождающие разработку законопроекта Чорновила, трудно не заметить кукловодов, марионеткой которых стал Тарас Вячеславович, то ли по своей воле, то ли случайно. Как известно, в Раду подавались и более безумные законопроекты. Например, Юрия Кармазина "О запрете курения дома", не говоря уже о гениальных инициативах Петра Ющенко о чествовании на государственном уровне именин шведской принцессы Ингигерды и княгини Евпраксии Всеволодовны. Как правило, если градус бесполезности законопроектов зашкаливал, они даже не рассматривались профильными комитетами и не направлялись в экспертное управление, чтобы не отвлекать экспертов всякой билибердой.
В случае же с законопроектом Чорновила произошло практически чудо. В рекордный срок его рассмотрел профильный комитет, был получен вывод научно-экспертного управления Рады (хотя и довольно критичный). Странное форсирование, не менее странного предложения Чорновила, якобы случайно совпало по времени с вояжем президента Виктора Януковича на саммит в Чикаго. Вероятно, цель была продемонстрировать европейцам – смотрите, какие мы демократичные, готовы пойти на любые уступки по делу Тимошенко. Однако Янукович дал понять, что Чорновила использовали "в темную" и игра в отправку Тимошенко в Германию – блеф. Еще до поездки на саммит Украина-НАТО глава державы пошутил по этому поводу, мол, приходили ходоки-депутаты, предлагали осужденных лечить за границей. "Я им сказал: вы ж парламент, принимайте, я не могу вмешиваться", – смеялся Янукович. После саммита, как и следовало ожидать, парламентское большинство, подразнив оппозицию, отказалось голосовать даже за включение проекта Чорновила в повестку дня.
Без сомнения, законопроект Тараса Чорновила довольно опасный. Хотя бы тем, что политическую целесообразность освобождения оппозиционеров в нем выставили лазейкой для криминалитета. Представьте, сколько подсудимых, а их у нас более 150 тысяч, смогут купить себе вместо тюрьмы заграничную больницу. Хотя о чем речь? Разве не было этого у нас раньше, и без законодательных инициатив народных избранников? Вспомнить хотя бы сына главы "Укравтодора" Владимира Демишкана – Сергея, которому за жестокое убийство ветерана Афганистана барышевский судья Еременко дал условный срок. Якобы принял во внимание тяжелую болезнь. Или другого мажора – экс-пасынка олигарха Дмитрия Фирташа – Сергея Калиновского, спровоцировавшего несколько лет назад аварию с двумя погибшими в Киеве. Без всяких законодательных новелл о лечении преступников, он прятался в больнице несколько месяцев, а потом благополучно сбежал в Россию. Так что для мажоров никогда не требовалось специального закона, чтобы уйти от наказания с помощью медицинской справки. И не нужно мешать сюда политику.
Андрей Ткач, журналист