Не ищите дураков. Почему власти пора перестать считать избирателей серой массой
Попытки ведущих партий построить предвыборную кампанию на звездных агитаторах и бесплатных концертах провалились. В обмен на рекордные вложения в рекламу и пиар они не получили ничего
За два последних месяца предвыборная кампания из подковерной борьбы превратилась в масштабное реалити-шоу. По законам жанра в нем всего в избытке: есть многомиллионный бюджет, приглашенные звезды мирового масштаба, динамичные сцены ожесточенных драк в Верховной Раде, голодающие на холодном граните и, конечно, внушительная аудитория, равная числу граждан страны. В обмен на зрелищное действо политики надеются добавить процентов к своему рейтингу, а в перспективе — получить победу на парламентских выборах. И зря. Недавние соцопросы доказывают: рассчитанные на дурака примитивные предвыборные трюки больше не работают и сводят все усилия оппозиции, власти и идущих по их стопам новичков к нулю.
Привычка делать из предвыборной кампании то ли праздник, то ли шоу в Украине укоренилась в 2004 году. Мозгами и руками опытных политтехнологов холодный и грязный Майдан, покрытый утоптанным тысячами ног слоем серого снега, стал триумфом оранжевого цвета. Правильные песни "Океана Эльзы" и яркая символика и тогда сделали важное дело: даже далеко от Крещатика, в маршрутках спальных районов по оранжевым лентам было понятно, что митингующих на самом деле "багато" и их "не подолати". Посильную лепту в дело революции внесли и звезды: Руслана, Виталий Кличко и Святослав Вакарчук очень убедительно объясняли, почему они сами пришли на главную площадь страны и ради чего здесь нужно стоять всем остальным. Их слушали и слушались.
Недавние соцопросы доказывают: рассчитанные на дурака примитивные предвыборные трюки больше не работают
Успешный опыт восьмилетней давности нынешняя власть, которая от революции пострадала больше всего, конечно, не забыла, но интерпретировала по-своему, превратив его в триумф формы над содержанием. В начале июля, проголосовав за языковой закон, ПР попыталась разбудить в своих избирателях подзабытое чувство единства угнетенного "оранжевыми" востока, а затем ступила на проторенный путь: запустила серию концертов с приглашенными российскими звездами, включая Иосифа Кобзона, и отдала второе место в списке народной во всех значениях певице Таисии Повалий.
Еще дальше пошла экс-бютовка Наталья Королевская. Ее главная ставка — даже не сын легендарного актера Богдана Ступки Остап, а герой Евро-2012, второй номер "Украины — Вперед!" Андрей Шевченко. Забыв о главном — своей предвыборной программе, на волне народной любви к Шеве бывшая соратница Тимошенко увешала билбордами с их совместным фото полстраны. А чтобы создать эффект абсолютного присутствия редко бывающего на родине новоиспеченного политика, в соцсетях пресс-служба партии запустила фотопроект — Шева и Наталья в опере, поле, забое.
Вся эта кампания с далеким от политики футболистом-пенсионером, поющим вторым номером регионалов и агитирующим за Королевскую Ступкой — даже не реалити-шоу, а театр абсурда. Но вкладывая в дорогостоящую постановку миллионы, ее заказчики были уверены: народ "схавает" и проголосует за своих медийных любимцев. Они просчитались. Согласно данным совместного опроса Центра Разумкова и Фонда "Демократические инициативы" за два месяца (с 6 июня по 15 августа) рейтинг партии Королевской упал на 0,6 процентных пункта до 4% (процент от тех, кто примет участие в выборах). Практически не изменился, с учетом статистической погрешности, и рейтинг ПР: 28,1% в начале августа против 27,6% в начале июня. На одной отметке — 25,6% застыла и сделавшая ставку на единственный лозунг о борьбе с преступной властью ВО "Батьківщина". Почему? Потому что уроки Майдана те, кто на нем никогда не стоял или стоял по ту сторону сцены, усвоить не могли. Песни, оранжевые ленточки и уважаемые миллионами личности хороши при наличии у политиков правильных и понятных идей, которых ни у Шевченко, ни у Повалий нет.
В промежуточной борьбе неуверенную, но все-таки победу одержали коммунисты, рейтинг которых за два месяца вырос на 1,1 процентный пункт, и партия Кличко "УДАР" — 11,5% в начале августа против 9,7% в июне. Секрет их успеха прост: коммунисты очень доступно, ориентируясь на свой немолодой электорат, со своих билбордов объяснили, чем плоха нынешняя власть. А Кличко, как и Ющенко в 2004 году, получил крупный кредит доверия от тех, кого примитивные политические технологии остальных партий откровенно оскорбили. И если коммунисты практически достигли своего рейтингового потолка в 9–10%, то молодому во всех отношениях "УДАРу" есть куда расти. И для этого Кличко не нужны звезды, концерты и бесплатные бои во всех областных центрах. Нужно просто понять, что дураков в стране не осталось, и побороться за 14–15% голосов неопределившихся вполне вменяемых соотечественников.
Катерина Коберник, заместитель главного редактора Фокуса