Разделы
Материалы

Болт преткновения. Стать чемпионом и разбогатеть – все равно что выиграть в лотерею

Стать чемпионом и разбогатеть, избежав инвалидности и не разорившись, — все равно что выиграть в лотерею. Желающих сыграть, тем не менее, сотни тысяч

Длинные и средние дистанции — так себе, но в спринте и прыжках в длину я уделывал всех сверстников. Школьный тренер сказал, что данные, шансы и нужно тренироваться. Я вдохновился. Правда, тренировки по легкой атлетике оказались самым скучным занятием в мире, и на вторую я уже не пошел. На областные соревнования меня, тем не менее, позвали. Результат — второе место в общем зачете! Затем последовал национальный турнир, который я благополучно проспал. Тренер отчаялся, вычеркнул меня из подопечных, а мама облегченно вздохнула: она переживала, что сын станет профессиональным спортсменом, то есть тупым, односторонне развитым, неприспособленным к жизни бегуном.

О том, что продрых карьеру атлета, не жалею. Уже который год на коротких дистанциях собственные рекорды бьет харизматичный Усэйн Болт, и мне искренне жаль остальных ребят, которые зачем-то продолжают упражняться в беге. Те, кто стабильно отстает от ямайца на несколько десятых секунды, отдают спорту всю свою жизнь, но их имена не известны миру, им не предлагают сняться в рекламе наушников или лимонада, а их заработки не интересны журналу Forbes. Уверен, в очередной раз, наблюдая на дорожке перед собой удаляющуюся фигуру Болта, многие спринтеры задаются вопросом: "Какого черта я здесь делаю?"

Лилия Подкопаева призналась, что уже на следующий день после победы на Олимпиаде в Атланте ощутила ужас: "Что дальше?" Дальше — Большой Джордж Форман рекламирует овощные терки в телемагазине

Дождь серебристых хлопьев, канонада фотовспышек, лавровый венок, кубок, ликующая толпа, автограф-сессия — подобные картины настолько волнительны, что оказаться их главным героем хочется слишком многим. Но пьедестал — не бангладешский поезд, число мест ограничено, тот, кто не влез, остается ни с чем. Нужно понимать: если вы поступаете на программиста, юриста или архитектора, то, скорее всего, найдете достойно оплачиваемую работу на всю жизнь. Если же намерены стать профессиональным спортсменом — скорее всего, нет.

Известный бихевиорист и автор "Фрикономики" Стивен Левитт считает, что профессии, связанные со спортом, а также кино, искусством, модой и издательским делом, предполагают участие в своеобразном "турнире". Правила просты: чтобы преуспеть, нужно на протяжении долгого времени много работать за копейки. При этом большинству важно вовремя понять, что вершина недосягаема, и выйти из игры, чтобы не превратиться в престарелого уличного клоуна или обиженного на мир художника.

Конечно, можно пожурить Левитта за излишний прагматизм, вспомнив о жизненном призвании каждого. Скажем, автор других бестселлеров, корреспондент журнала The New Yorker Малкольм Гладуэлл в статье "Поздние таланты" приводит истории бывшего адвоката Бена Фаунтина, завоевавшего литературное признание в 48 лет, и художника Сезанна, освоившего технику рисования уже в преклонном возрасте. Гладуэлл не вспоминает о спортсменах, но, может быть, и взрослые парни, продолжающие гоняться за Усэйном Болтом, не напрасно верят в себя?

Так или иначе даже состоявшимся чемпионам предстоит еще один "турнир". Далеко не все участники рейтинга, опубликованного в этом номере, после ухода из спорта останутся на вершине. Конвертировать свою популярность — возглавить партию, основать банк или открыть собственную школу — смогут единицы. Остальные же станут просто бывшими звездами. В одном из интервью Лилия Подкопаева призналась, что уже на следующий день после победы на Олимпиаде в Атланте ощутила ужас: "Что дальше?"

Дальше Большой Джордж Форман рекламирует овощные терки в телемагазине, старик Холифилд, соскучившись по газетным статьям о себе, безуспешно возвращается на ринг, еще с десяток экс-чемпионов берутся тренировать молодняк. Но это из серии счастливых финалов.
Атлетов, не нашедших себя после завершения блестящей карьеры, множество. Игорь Высоцкий, побеждавший на ринге олимпийского чемпиона Тиофилио Стивенсона, работал грузчиком, звезда советского бокса Вячеслав Лемешев — гробовщиком, обладатель рекордного для своего времени гонорара в $33 млн Бью Джек — чистильщиком обуви, а легендарный Джо Луис — швейцаром в казино.

Публика часто морщится, когда спортивные кумиры начинают претендовать на большие роли иного жанра, но, как ни банально, быстро забывает остальных. Если сомневаетесь, спросите у сегодняшних школьников, кто такая Яна Клочкова.

Евгений Сафонов, главный редактор "The Village Киев"