Разделы
Материалы

Большое маленькое счастье. Почему ребенку не нравится то, что родители считают "детским"

Если отступить от шаблона и присмотреться к собственным детям, окажется, что им нравится вовсе не то, что среди взрослых принято считать "детским"

Выборы народных депутатов — лучшее детское развлечение. Еще бы, на избирательном участке, который, как обычно, располагался в школе, можно было не только бросить бюллетень в урну, но и купить самую вкусную буженину. Свежую, в ассортименте, да еще и продавщица не хамит — невиданная роскошь для поздних 80-х. Такие воспоминания я вынес из советского детства, когда бабушка с дедушкой брали меня с собой на голосование. Игровой автомат "Морской бой" за 15 копеек и мультик "Остров сокровищ" нервно курили в коридоре.

Прошло 20 лет, страну захлест-нула волна потребления, были написаны тонны книг о маркетинге, в том числе и детском. Но из опыта общения со своим 4-летним сыном я понимаю, что вопрос так и остался открытым. Когда моему знакомому инвестиционному аналитику клиенты говорят о "незанятой рыночной нише", он обычно язвит: самая недооцененная ниша — журнал для детей "от нуля до двух". Мол, куда смотрят инвесторы: грудным младенцам ведь совершенно нечего читать! В его шутке есть лишь доля шутки: большая часть товаров и услуг "от нуля до трех" на самом деле не интересна "целевой аудитории".

Когда моему знакомому инвестиционному аналитику говорят о "незанятой рыночной нише", он обычно язвит: самая недооцененная ниша — журнал для детей "от нуля до двух"

Классический пример — пирамидка из нескольких цветных колец разного диаметра, присутствующая в арсенале любых уважающих себя родителей. Когда ребенок просто игнорирует ее, начинаешь слегка нервничать. Настоящий ужас приходит, если он собирает кольца не по порядку — это же "нарушение мелкой моторики"!

Если поискать правды в Facebook или на профильных форумах мамочек и докторов, вы окончательно убедитесь: не только ребенку, но и папе с мамой прямая дорога в спецдиспансер для умственно отсталых. А как иначе: все дети в три года уже читают стихи на нескольких языках, в два — рассуждают целыми предложениями, а в годик — строят из кубиков дома не хуже настоящих. И это только самые безобидные примеры развития. Некоторые ведь ходить начинают чуть ли не от рождения.

И никто не задается вопросом, почему, собственно, эта штука должна увлекать? Чем плох хаотичный порядок колец и почему, черт возьми, надо надевать кольца на штырь, если хвост домашней кошки подходит гораздо лучше. Есть и более новомодные "развивалки" вроде красок, которыми нужно рисовать, макая туда пальцы. Ну какой ребенок будет старательно выводить на бумаге солнышки и тучки, если эту краску лучше просто размазать по голове, одежде и обоям? Да и зачем вообще эти краски всех цветов радуги: обычный черный крем для обуви гораздо лучше подойдет для "исправления" расцветки дивана.

Из водяной мельницы лучше построить дом в стиле ар-нуво, использовав водобойные колеса для украшения крыши — Гауди с Городецким позавидуют. Кубиками для строительства дома можно играть в футбол, а из мячей — построить лес. Рельсы от детской железной дороги у нас стали дровами для игрушечной печки. Зато для трамвая, не обеспеченного собственными рельсами, папе пришлось сколотить колею из строительных уголков. Высидеть три часа цирка и даже 45 минут кукольного театра для нас — сущий ад, зато 7 часов монотонной поездки в скоростном поезде прошли незаметно — там же дверь в туалет горящей кнопочкой открывается.

В хитросплетениях детской логики увязнет любой гуру маркетинга. Но некоторые закономерности выявить все же можно. Например, какой должна быть детская книжка? Понятно, что с картинками, но с какими? Ответ оказался простым: с такими, которые можно "читать". По мелким иллюстрациям, расставленным в правильном порядке, ребенок "читает", не умея читать, причем даже прозу.

Еще одна важная штука — бренд. Просто конфета или машинка не пройдут. Как по мне, лучший пример детского коммерческого бренда — "Тачки". Игрушечные герои знаменитого мультика, а также любая продукция с заветными персонажами на этикетке — это только вершина айсберга. Например, любая машина со спойлером автоматически приравнивается к "тачке" или "гонке", даже если это ржавый "Москвич", тюнингованный умельцами в сельском сарае.

Если бренда нет, его можно придумать. 200-граммовые пакетики сока получили имя "струбочкойсок". А купленные в рамках "покращення" новенькие городские автобусы Киева пару месяцев были единственным видом транспорта, на котором мой ребенок соглашался ездить — это же не что-нибудь, а "огромный автобус".

Впрочем, бренды — вещь преходящая. Но есть и истинные ценности. В споре с другими детьми, чья игрушка круче, больше или ценнее, мой сын выходит неизменным победителем, рассказывая о своей кошке Дымке. Аргумент, который еще никому не удалось побороть: она — живая! В пластмассовом мире "био" и "эко" ценится выше всего.

Дмитрий Слинько, редактор спецвыпусков "Красивая страна" журнала Фокус