Разделы
Материалы

Израиль vs. Газа: жизнь в искаженной реальности

Конфликт между палестинцами и израильтянами напоминает столкновение двух цивилизаций в средневековье. Отношения выясняют с помощью дубинок с одной стороны и огнестрельного оружия с другой. Платят за эту бойню мирные жители, пишет на Фокус.ua редактор отдела За рубежом журнала "Фокус" Яна Седова

Несколько лет назад мне довелось побывать в Сдероте, небольшом израильском городке, расположенном так близко к сектору Газа, что с одного из холмов на окраине можно увидеть палестинские кварталы. Первое, что бросалось в глаза на улицах Сдерота – бомбоубежища, пристроенные практически к каждому дому. Там эти небольшие башни со слепыми стенами – самая важная часть архитектурного проекта. Бомбоубежище может сохранить жизнь обитателям дома, когда над городом завоет сирена, предупреждающая об очередной ракете Кассам, летящей из Газы. Люди, живущие в Сдероте, вызывают смешанные чувства. С одной стороны, нельзя не испытывать уважения к стойкости тех, кто живет под проливным дождем пусть кустарных, но вполне способных убить ракет. С другой, эта стойкость граничит с безрассудством и неоправданной готовностью ежедневно подвергать опасности не только свою жизнь, но и жизнь своей семьи.

Я помню рассказ молодой израильтянки, матери троих или четверых детей. Однажды, когда ее дочь шла в школу, завыла сирена, и палестинская ракета упала буквально в ста метрах от ребенка. На следующий день женщина опять отправила дочь в школу, чтобы, по ее словам, не усугублять и без того серьезную психологическую травму. По дороге снова завыла сирена. И очередная ракета упала буквально в десятках метров от девочки. Уверена, для тех, кто знает о вое сирен ПВО только по рассказам бабушек и дедушек, переживших Вторую мировую, и одной ракеты было бы достаточно, чтобы собрать чемодан и в считанные часы убраться из города куда глаза глядят. Но у людей, годами живущих в осадном положении, понятия нормального искажаются. Для них, фактически загнанных в угол жертв, существует только один вариант – время от времени огрызаться на агрессора, но из угла ни в коем случае не выходить.

У людей, годами живущих в осадном положении, понятия нормального искажаются

Дети в Сдероте, Ашкелоне и Ашдоде, израильских городах, чаще прочих страдающих от атак из Газы, живут в состоянии сильнейшего стресса. И какие бы психологи ни работали с ними, снять этот непрекращающийся стресс невозможно. Жизнь палестинских детей по другую сторону стены, разделяющей два народа, тоже, надо полагать, далека от курортной. Представитель властей Сдерота рассказывал нам, журналистам, о том, как израильская сторона предупреждает палестинское население о предстоящих атаках с воздуха, разбрасывая над Газой листовки. По-видимому, он считал это великодушным жестом, который тамошние жители должны ценить. Но как только я заметила, что листовки – не бомбоубежища и вряд ли способны защитить палестинских детей от израильских ракет, он пришел в ярость. В течение нескольких минут он кричал о том, что местные семьи тоже постоянно живут в смертельной опасности. Так что зуб за зуб, как говорится. Но, уверена, такими же загнанными в угол считают себя и палестинцы в блокадной Газе. И они тоже не способны реагировать на происходящее адекватно. Более миллиона жителей в регионе, площадь которого равна 360 кв. км, живут в своей реальности. С одной стороны, они получают относительно стабильную гуманитарную помощь от Запада. С другой, население, как это всегда бывает в развивающихся регионах, растет, а незанятая ничем молодежь развлекается рытьем туннелей, контрабандой и запуском ракет в сторону Израиля.

Рискуя навлечь на себя гнев защитников Израиля, все же, скажу: вооружение палестинцев не идет ни в какое сравнение с высокотехнологичной армией Израиля, ее ПРО "Железный купол", беспилотниками и т.д. Кассамы террористов – это неуправляемые примитивные ракеты, они могут нанести ущерб людям в случае, если те не успели спрятаться в защищенное помещение. Да, с годами ХАМАС обзавелся более "продвинутым" оружием. Но даже теперь жертвы среди мирного населения воюющих народов несопоставимы. Террористы зачастую действую вслепую, и большая часть их атак успешно отражается израильтянами. При этом так называемые "хирургические удары" израильской авиации приводят к десяткам и сотням убитых. Но лишь половина из них – террористы, остальные – мирные жители. Да, можно говорить о том, что ХАМАС намеренно использует их в качестве щита, и я ни в коем случае не защищаю агрессивный действий террористов. Но и израильское руководство, похоже, готово на жертвы ради принципов. Но вот вопрос – чьи это принципы? Жителей израильских городов, которые наверняка хотели бы спокойно жить, не слыша воя сирен? Сегодня они безапелляционно реагируют на замечание "В Газе тоже гибнут простые люди" словами "А не надо было нас убивать!" Но может это им внушали в течение долгих лет осадного положения? Жизнь какого ребенка ценнее – израильского или палестинского?

Разве обе эти жизни не должны иметь одинаковую цену? Или им на роду написано быть разменной монетой для властей с одной и другой стороны? Кто-то преследует свои, такие мелочные по сравнению с человеческой жизнью цели. Двумя народами помыкают их же лидеры. Привычные для всего цивилизованного мира нравственные ценности здесь уже не работают. И если сегодня куда-то продолжают лететь ракеты, значит это нужно именно тем, кто лишь для отвода глаз говорит о мирных переговорах и обещает положить конец войне.

Фокус.ua