В 2013 году бюджетом будут управлять вручную
В будущем году экономику страны ожидает ручной режим управления. Только так правительству удастся выполнять показатели, заявленные в законе о госбюджете, пишет на Фокус.ua главный редактор персонального делового журнала "Деньги.ua" Александр Крамаренко
Закон о госбюджете на будущий год отправлен президенту на подпись только для того, чтобы вовремя отчитаться перед Международным валютным фондом и поскорее забыть об этом документе. Теперь страну ждет "ручной" режим управления экономикой, который даст возможность правительству сводить концы с концами и удерживать бюджетный дефицит на запланированном уровне.
Из года в год история повторяется: чиновники прикидывают ожидаемые доходы и расходы, сумма первых, как правило, оказывается примерно втрое меньше, чем необходимый объем трат. Вот тут-то и начинается активное перекраивание бюджета и попытки подтолкнуть цифры навстречу друг другу. Для начала сокращаются все статьи, которые можно сократить. Будущие доходы оцениваются довольно просто: смотрят на нынешние поступления в бюджет, учитывают рост налогового давления, рост ВВП (темпы роста экономики) и, конечно, инфляцию. Чем быстрее растет экономика – тем проще наполнять бюджет. Чем выше инфляция – тем проще соответствовать цифрам формально, но тем больше недовольство сограждан. Увеличить налоги, чтобы больше драть в бюджет? Можно попытаться, но тогда начнет падать экономика, и доходы тоже рухнут.
8,4 гривны за доллар. Если правительству удастся удержать такой курс в будущем году, Украина расплатится и за газ, и по старым кредитам. Если нет – закон о госбюджете окажется дешевле бумаги, на которой его печатали, чтобы раздать депутатам
Что касается конкретных цифр. Например, согласно подсчетам Госстата цены в этом году упалина 0,4%. Но всякий, кто платит по счетам из своего кармана, прекрасно понимает, что это неправда: цены не падают, а растут. И по версии "Денег" за последний год они выросли на 6,85%. Еще одна неувязка. По итогам 10 месяцев 2012-го доходы в госбюджет составили 230,56 млрд. гривен. Это на 8,9% больше, чем в 2011-м. Вроде неплохо? Но собрать надо было на 18% больше – то есть недобор к плану составил около 10%. Как же в таком случае правительству удается финансировать бюджетополучателей на 100%? А ведь оно об этом рапортует. Секрета два. Первый – быстро растет госдолг. За текущий год он увеличился на 34,3 млрд. гривен до 391,591 млрд. гривен. В этих тридцати с лишним миллиардов – и недобранные доходы бюджета и выплата по старым долгам. Второй секрет – 38 законов об изменении госбюджета-2012, которые были приняты с апреля по ноябрь нынешнего года. То есть чаще, чем по одному закону в неделю. Это и есть ручное управление госбюджетом. Уверен, что примерно также сделан прогноз для украинской экономики и на следующий год. А значит, столь же достоверны цифры, указанные в законе о госбюджете-2013.
Есть и другие не менее важные цифры. Первая – это без малого 6 млрд. долларов, которые Украина должна заплатить Международному валютному фонду. Пока этих денег в резервах НБУ нет. И совершенно непонятно, откуда они там появятся, если МВФ не возобновит кредитование Украины – то есть если он не начнет давать правительству новые кредиты на погашение старых. Вторая цифра – стоимость российского газа, вокруг которой сейчас идет торг. Жесткий и предельно закрытый. Ситуация такова, что Украине впору качать газ из Европы – обойдется дешевле российских 420 с лишним долларов за тысячу кубов. Снижение цены на каждые 10 долларов – минус почти полтора миллиарда гривен бюджетных расходов, как мне недавно объяснили знающие люди. А "газ по 300" - вполне европейская цена, – означает, что от бюджетного дефицита практически следа не останется.
Третья цифра – 8,4 гривен за доллар – среднегодовой курс национальной валюты, принятый при расчетах бюджета. Сумеют выдержать – расплатимся и за газ, и по старым кредитам. А если нет – закон о госбюджете окажется дешевле бумаги, на которой его печатали, чтобы раздать депутатам.
Высшие чиновники не зря говорят о том, что бюджет-2013 будет пересмотрен по итогам первого квартала будущего года. Потому что в январе-феврале пройдут торги с МВФ и Газпромом. А в чем же тогда спектакль, спросит меня внимательный читатель? Да в том, что разные статьи госбюджета выполняются очень-очень по-разному: одни – частично, другие – сполна. То есть принимается один госбюджет, а выполненным оказывается совершенно иной. Вот в этом и состоит спектакль. Вот потому и обращать внимание надо не на проголосованные цифры, а на то, что от них останется к следующему декабрю.