Почему оппозиция "сдала" Тимошенко
Кому и где нужна Юлия Тимошенко
Качановская узница нужна на воле почти всем. Власти — для того чтобы выйти из международной изоляции, оппозиции — чтобы победить власть. Юлия Тимошенко не нужна на воле никому. Власть не хочет, чтобы ее победили, а в оппозиции и без того переизбыток лидеров и свои планы.
Пребывание в заключении Юлии Тимошенко сильно украшает отечественных борцов с авторитарным режимом Виктора Янковича. У них на руках сильный козырь — свидетельство репрессивного характера нынешней власти. Это добавляет пафоса речам, металла голосам. На лицах мужественно играют желваки: если посадили ее, то потенциально под ударом находится каждый нелояльный политик, не говоря уже об активистах оппозиции. И главная задача в борьбе ясна: "Юле — волю!". Мученица Тимошенко — символ оппозиции, ее знамя и цель.
И политический прагматизм соратников, мало отличимый от цинизма, вынуждает вынести качановскую узницу за скобки реальных раскладов
Нервный смех — в этом случае понятная и вполне здоровая реакция. Как показывают последние соцопросы, тому, что Тимошенко, будучи президентом ЕЭСУ, заказала убийство Евгения Щербаня, верит всего пятая часть украинцев. Но ни оставшиеся четыре пятых, ни почти 12 миллионов проголосовавших за нее в 2010 году, ни 5 миллионов отдавших голоса за "Батькивщину" минувшей осенью, ни сколько-то там тысяч членов самой "Батькивщины", ни даже 62 депутата фракции не участвуют в протестах против правового произвола.
Что уж говорить о прочей оппозиции, у которой есть свои Олег Тягнибок и Виталий Кличко. А если (точнее, когда) оппозиция и Администрация президента окончательно согласуют кандидатуру Петра Порошенко на выборы столичного мэра, то в руководящем звене лицензированных противников режима станет еще теснее. И где тут место для Тимошенко?
Собственно, обвинять нынешних лидеров организованного сопротивления режиму — ну вот такие лидеры, такая организация и такое сопротивление — в том, что они не видят в Тимошенко реального претендента на победу в 2015 году, даже неудобно. Потому что варианты, при которых она выйдет к тому времени на свободу и сможет получить статус, позволяющий участвовать в кампании, не просматриваются. И политический прагматизм соратников, мало отличимый от цинизма, вынуждает вынести качановскую узницу за скобки реальных раскладов. Ей достаются от "единомышленников" лишь пустые заверения и чистая имитация освободительных потуг.
Но сказать, что Юлия Тимошенко на свободе совсем никому не нужна, было бы неправдой. Во-первых, понятно, об этом мечтают ее родственники и близкие люди. Во-вторых, снова понятно, этому были бы рады близкие соратники, которых яценюковские при молчаливом согласии турчиновских засунули на непроходные места в предвыборном партийном списке.
Есть и не очень близкие соратники, оказавшиеся не у дел после экспансии "Фронта змин" на Объединенную оппозицию и пытающиеся сейчас выстраивать какие-то партийные структуры. За оставшееся до президентских выборов время они вряд ли смогут выдвинуть из своих рядов и раскрутить привлекательную фигуру, способную посоперничать с нынешней оппозиционной троицей. Для них Тимошенко, окажись она на свободе, была бы самой естественной ставкой, несущей надежду на возвращение в большую политику и, чего скрывать, на месть всяким выскочкам, пробравшимся в Верховную Раду по чьей-то хитрой квоте. Да и ей в этом случае понадобилось бы на кого-то опереться. А нынешней "Батькивщине" в этом отношении доверия совсем нет. В старом доме хозяйку не ждут.
Это грустная история. Тюрьма, даже в случае с самыми важными персонами, оказывается испытанием на прочность и на верность. В их случае это даже особенно наглядно. Я не сторонник Юлии Тимошенко, но с удовольствием взглянул бы на лица многих ее соратников в момент, когда им сообщают о ее освобождении. Скорее бы.
Леонид Швец, журналист