Как Янукович наводит порядок в стране
Депутатский иммунитет больше не спасает политиков, не готовых беспрекословно и дисциплинированно следовать генеральной линии партии, пишет на Фокус.ua журналист Леонид Швец
Говорят, нынешний президент и предыдущий нередко встречаются в Межигорье и ведут долгие, многочасовые беседы. Казалось бы, что общего у этих людей, которые когда-то друг друга на дух не переносили? Не знаю, формулируют ли они совместный интерес вслух или нет, но очевидно, что главная проблема, которая так и не далась одному и над которой упорно работает второй – как управлять этим странным и, прямо скажем, неблагодарным народом. Им многое мог бы рассказать Леонид Кучма – самый успешный из украинских президентов, и по масштабам стоявших перед ним проблем, и, в конце концов, по времени, проведенному на главном посту. Но ведь и его провожали едва не улюлюканьем – сказано ведь: невозможный народ. Кучма, однако, обоих братьев по президентскому клубу не очень, как и они его, потому на встречи не зовут.
А ведь прав Виктор Федорович, оборзели народные депутаты, члены их семей и прочие участники круга, в котором они все крутятся. Было бы прекрасно ребят приструнить
Между тем нынешний президент нашел ключ к единовластному правлению как раз под ковриком у Кучмы и активно им пользуется: в чьих руках юстиция, тот и на коне. Конечно, Конституционный суд в 2003 году умудрился принять решение о допустимости третьего срока для Леонида Даниловича, а Печерский районный слыл ручным для Банковой. Но президент особенно не злоупотреблял, как мы это понимаем уже сейчас, задним числом. А вот тогдашнему губернатору Донецкой области глубоко запал его совет, зафиксированный любопытным майором, подвесить нехорошего судью за причинное место.
Пришло время – подсказанный Кучмой прием был должным образом масштабирован, и все заработало, как часы: шелковые судьи Конституцию открутили обратно, рьяных посадили, пугливых припугнули. Только с Верховной Радой гладко не получилось. Хотя обидно успех-то совсем рядом. Спикер свой в доску и без опасных амбиций. Никаких фракций, кроме партийных, чтобы избежать дробления и кучкования по каким-то интересам, не совпадающим с генеральной линией. Но не все еще поняли, что в Украине Януковича, последовательного государственника и строгого управленца, депутатская вольница недопустима. Неработающий парламент, в котором не принимаются нужные решения, – это упрек в первую очередь президенту, который пообещал создать действенный государственный механизм. И он не потерпит.
Да, в случае с Сергеем Власенко, отобранный депутатский мандат решил сразу две проблемы. Это крепкий удар по оппозиционному лагерю, причем по ключевой медийной фигуре, непосредственно связанной с Юлией Тимошенко. А с другой стороны, подкрепленный примером "своего" миллиардера Андрея Веревского, которого тоже лишили мандата, это знак: депутатский иммунитет больше не спасает политиков, не готовых беспрекословно и дисциплинированно следовать генеральной линии.
Тем же целям послужит и создаваемая грандиозная и всемогущая финансовая полиция: никто и ничто не укроется от государева глаза и, в случае чего, от гнева с последующим подвешиванием за… И ведь что интересно: прав Виктор Федорович, оборзели народные депутаты, члены их семей и прочие участники круга, в котором они все крутятся. Законы пишутся ими, но словно не для них. Над налоговыми декларациями смеются куры. Блатные проблесковые маячки у них отняли, но не по жизни. Было бы прекрасно ребят приструнить.
Кому-то покажется, что это и есть долгожданное наведение порядка и воцарение законности. Да вот только приструнивать будут одних, чтобы больше было позволено другим, круг которых все уже и уже. Тонка граница между порядком и беспределом – старым беспределом и новым порядком, старым порядком и новым беспределом. В общем, есть что обсудить двум президентам Викторам во время долгих встреч.