Теория большого заговора: Есть ли "рука Кремля" в санкциях ФИФА
Скандал из-за санкций ФИФА доказал, что ни украинское общество, ни власть не готовы играть по правилам
Уже по привычке мы во всем виним политиков и чиновников. Жадные, ленивые, недалекие. Причин не ищут, последствий не понимают, ошибок не признают. И ментальность у них заскорузлая, потому в Европу Украина если и движется, то спотыкаясь на каждом шагу. Скандал, разгоревшийся из-за санкций ФИФА, лишь в очередной раз подтвердил, что такие политики — плоть от плоти общества, их избравшего.
Скандал случился в самое подходящее для конспирологии время. Нервно ожидающие подписания соглашения об ассоциации с ЕС готовы видеть "руку Москвы" даже в санкциях ФИФА
Желающих высказаться по этому поводу оказалось немало, в том числе и тех, кто далек от футбола. А вот стремящихся понять причины и подумать, что делать дальше, значительно меньше. Непростой вопрос "Что делать?" в социальных сетях и прессе сразу был вытеснен куда более удобным "Кто виноват?". В заговоре с целью дискредитации Украины обвиняли одновременно польских украинофобов-либералов, украинских леваков, американских хасидов (которые, оказывается, "владеют ФИФА"), "Газпром" (который тоже "контролирует ФИФА"), пятую колонну Кремля в Украине, лично губернатора Харьковской области Михаила Добкина и экс-президента ФФУ Григория Суркиса. Удивительно, что вне подозрений осталась обиженная на учиненный украинцами разгром всемогущая держава Сан-Марино. Продуцировали эти версии не только любители заговоров в Facebook, но и владельцы депутатских мандатов.
Скандал случился в самое подходящее для конспирологии время. Нервно ожидающее подписания соглашения об ассоциации с ЕС украинское общество (точнее, его проевропейская часть) сейчас готово видеть "руку Москвы" во всем, даже в драке с английскими фанатами в киевском пабе.
Пока сторонники "русского мира" злорадствовали на тему "получивших кукиш от Европы украинских нацистов", их идеологические оппоненты перешли к следующим стадиям самозащиты: "Почему они нам указывают?" и "Сейчас мы им сами покажем". Интернет-пространство закипело от возмущения — ФИФА якобы посягнула на дорогие сердцам миллионов украинцев личности Бандеры и Шухевича и Украинскую повстанческую армию. Особо активные призвали развешивать портреты "наших героев" и черно-красные флаги на всех украинских стадионах назло мировым футбольным чиновникам.
О том, что в вердикте ФИФА ни о флагах УПА, ни о Бандере или Шухевиче нет ни слова, многие активисты не знают до сих пор, хотя полный текст решения давно есть в открытом доступе. Или не хотят знать, а искать конструктив — тем более.
Доигрались. Почему украинский футбол заслужил наказание от ФИФА за неонацизм
Подобная логика украинцев, мол, мы не виноваты — это заговор, не трогайте нас, и мы вам еще покажем, удивительно совпадает с логикой украинского политикума в отношениях с Евросоюзом. Взять, например, один из самых болезненных вопросов — заключение Юлии Тимошенко. До недавнего "евроинтеграционного перелома" в политике власти диалог Киева и Брюсселя упрощенно выглядел так: "Отпустите Тимошенко! Она сидит по политическим мотивам". — "Никаких мотивов нет, она преступница. И вообще, по какому праву вы оспариваете решение нашего суда?!"
Или другой пример. От нас требуют защитить законные права секс-меньшинств, но мы не можем, страна у нас православная, избиратель не поймет, мы ж от вас не требуем однополые браки повсеместно запретить.
Но указывать нам в данной ситуации Европа как раз может. Это ведь мы хотим принять их стандарты, а не наоборот. Пословица про чужой монастырь работает лишь в одну сторону. Хотя и не абсолютно — к конструктивным пожеланиям Киева на Западе в основном стараются прислушиваться.
Безусловно, мы всегда можем отказаться, если нам так дороги наши традиции: приносить баннеры с кельтскими крестами на стадионы, дразнить темнокожих игроков, держать в тюрьме политических оппонентов, укреплять и развивать коррупцию, консервировать отсталую промышленность и так далее.
Но играть в футбол мы тогда будем не с Англией, а сами с собой. Про пресловутые евростандарты вообще промолчу.
Принцип "нравится — берем, не нравится — отбрасываем" в отношениях с цивилизованным миром не пройдет. Пусть для власти евроинтеграция скорее формальность, чем твердое убеждение. Но хотя бы общество должно готовиться к новым, подчас болезненным и непривычным, особенно поначалу, европейским правилам. Для нашего же блага.
Милан Лелич, политический обозреватель Фокуса