Разделы
Материалы

Квотные шахматы. Как формируется коалиционное правительство на самом деле

Все ключевые позиции в государстве распределяются по-хозяйски - согласно полученным мандатам. Но принцип "вето", которым наделена каждая из пяти фракций, может не дать возможности провести болезненные реформы в стране 

Фото: УНИАН

Написанное в коалиционном соглашении — либретто перед основным действием, коим является вручение портфелей. К распределению предлагается широкое меню. Это и министерские должности, и главы комитетов ВР, и руководители ведомств, не входящих в Кабмин (таможня, налоговая, Антимонопольный комитет).

Для того чтобы все было распределено по-хозяйски и "по справедливости", рисуется "шахматка" — схема, уравновешивающая претензии на должности согласно полученным мандатам. Собственно, "шахматка" и является олицетворением квотного принципа, его квинтэссенцией. Закрытая встреча происходит в узком кругу глав фракций и посвященных депутатов. И именно она на самом деле основная, а соглашение — лишь формальная составляющая.

Никаких дискуссий между субъектами коалиции на предмет персон, которые будут внесены в клеточки схемы, не ведется. Каждая политическая сила заполняет их по своему вкусу и усмотрению. Поэтому рассуждения о том, останется ли, например, Арсен Аваков в своей нынешней должности, безосновательны. В разграфленном документе, поступившем "народным фронтовикам", клеточки с министром внутренних дел просто нет. Это не их квота. Конечно, Аваков может остаться в правительстве, но уже по квоте Блока Петра Порошенко, то есть именно от него будет зависеть, чья фамилия появится на позиции руководителя МВД. Эти правила никогда не нарушались, не будут они нарушены и сейчас.

То же самое относится и к должности главы Верховной Рады. Сколько бы ни упоминалась фамилия Александра Турчинова как лучшего кандидата на спикерское кресло, возможность назначить его по квоте Народного фронта отсутствует. Постоянное увязывание его имени с этой должностью является политической игрой Арсения Яценюка с целью усиления своей позиции в дальнейшем разделе портфелей.

В ответ конкуренты навязывают обществу мнение, что премьерство Яценюка — результат лоббирования американцев. Дескать, только под него будут выделять деньги, а демократия и стратегическое партнерство тут ни при чем.

Антизападность в целом хоть и не присуща победителям парламентских выборов, но повсеместно ими используется для прикрытия просчетов. Яценюка навязывает Америка, минский сговор — Евросоюз, а все вместе они не обеспечивают Украину оружием и деньгами. Эта опасная тенденция не ослабла с завершением избирательной кампании. Кое-где она даже будет усиливаться, так как в обмен на деньги Запад станет требовать проведения реформ, вместо простого наполнения казны и невмешательства в работу "специалистов".

Перекладывание ответственности на предшественников малопригодно в оправдании отсутствия реформ. Это уже не сработает, поэтому сейчас трудно будет обосновывать происками старой власти отсутствие, например, реформы судебной системы. Именно решениями судов прикрывались политические расправы и финансовые сделки — это было главным средством режима Януковича в борьбе с собственным народом.

Не менее занимательна и дискуссия вокруг персоналий, претендующих на портфели. Появилась информация о том, что Владимир Гройсман якобы согласился возглавить ВР (вчера он уже бын назначен Радой спикером - ред). Он, конечно, мог оговориться, потому что депутаты избирают себе председателя сами и никто не назначается на эту должность президентом или советом коалиции, но закон "шахматки", собственно, и построен на взаимозависимости, то есть на круговой поруке. Вы не проголосуете за нашего председателя ВР — не получите своих министров, не поддержите премьера — не получите Кабмин вообще. Не поддержите нашего руководителя комитета — не получите своего. Закон "шахматки" является политической бухгалтерией и стержнем нынешней украинской политсистемы.

Принцип "вето", которым наделена каждая из пяти фракций, может не дать возможности провести болезненные реформы. На первый взгляд, достаточно демократический принцип консенсусного принятия решений является также элементом этой кулуарной схемы. Всегда может появиться вето от партии Ляшко, Самопомочи или Батькивщины, которое они могут согласовать с "большими" фракциями, так как будут нести меньшую ответственность из-за неделегирования своих представителей в исполнительную власть. Тем самым они рассчитаются за хлебные внекабминовские должности и за руководителей престижных комитетов ВР.

В тексте коалиционного соглашения нет конкретных сроков начала и завершения реформ. Когда планируется проведение реформ — выписывается четкий график, а не прокламация. Мало составить перечень того, что необходимо сделать, — нужно прописать, когда, как и в какой последовательности начнет проводиться реформирование и кто персонально будет нести ответственность. Отсутствие этого в соглашении превращает его в перечень красивых и правильных пожеланий. На фоне войны и усиления экономического кризиса все решения власти должны быть быстрыми, а действия прозрачными и понятными. А значит, "шахматка" должна уйти в прошлое.