Одесский президент. Каковы ставки в игре с назначением Саакашвили губернатором
Экс-президент Грузии и новый губернатор Одесской области возглавил эксперимент, на успех которого возложено чрезвычайно много надежд
"В Одессе возможно все", - сказал Саакашвили в минувшие выходные во время процедуры представления в Одесской облгосадминистрации. Это прозвучало не только как объяснение, но и как обещание. А при определенных обстоятельствах и предостережение.
Стартовая характеристика необычного кадрового шага – прикольно. Прикольный Саакашвили, прикольная Одесса, их объединить – прикольно вдвойне. Но эксцентричность, пусть даже и в тройной дозе – это не то, чего ожидают от такого соединения. Хотя и этим качеством пренебрегать не стоит.
Не все из нас в состоянии разобраться в макроэкономических показателях или юридических аспектах законотворчества, но яркость от серости отличит даже глаз гражданина-дилетанта в вопросах государственного строительства. И этот глаз сильно страдает от цветового голода. Азаровщина ведь означает не только специфические методы хозяйствования, но и гнетущую убогость, серость чиновных фигур. Что, сильно поменялась цветовая гамма?
В монохромной палитре губернаторского корпуса какой-то заметной активностью, круто замешанной на обсценной лексике, выделяется только Геннадий Москаль, генеральствующий на Луганщине. Где остальные двадцать три областных руководителя? Кто эти люди? Попробуйте сходу назвать, например, фамилию главы Киевской облгосадминистрации.
Отрядить Саакашвили на область означает, помимо прочего, задать новый стандарт губернаторства (да-да, я знаю, что правильно не "губернатор", а "глава облгосадминистрации", но так удобней, да и устоялось в обиходе). Всегда можно будет сравнить какое-то тихое болото с фейерверком, который гарантированно устроит на подведомственной территории бывший грузинский президент. Последнее, чего он хочет – это слиться с общей массой. Да у него и не получится, даже если захочет, характер не тот.
Михаил Саакашвили – пример того, как не самые приятные человеческие качества преобразуются в сильные политические стороны. Нарциссизм и болезненная амбициозность в его случае обернулись жаждой получать неустанные похвалы за реформаторские успехи, причем достигнутые в самых, казалось, безнадежных обстоятельствах. Саакашвили согласился с предложенной должностью, поскольку это позволяет ему продолжить любимую практику слома шаблонов. Своеобразный президентский дауншифтинг, да еще в другой стране – поступок сам по себе невиданный, из тех, что попадают в учебники, а если все получится – получай, Михаил, новую порцию восхищения. А Украине поступки такого рода, удивляющие и восхищающие, сейчас нужны позарез.
В монохромной палитре губернаторского корпуса какой-то заметной активностью, круто замешанной на обсценной лексике, выделяется только Геннадий Москаль. Где остальные? Кто эти люди?
Отдавая Одесчину на откуп знатному реформатору, президент создает экспериментальную площадку, опыт которой, в идеале, можно будет а) постоянно освещать, наглядно демонстрируя стране и миру эффект преобразований, и б) распространять на другие регионы. Проблемы, которые неизбежно возникнут по линии регион-центр, нужно будет оперативно расшивать и учитывать при строительстве новой системы управления – опять-таки, в идеале.
Не надо забывать, что Михаил Саакашвили остается главой Совещательного международного совета реформ, он в любом случае больше, чем губернатор, - скорей, президент-губернатор, и с отсылкой к прошлому грузинского государственного деятеля, и с учетом особых отношений с Петром Порошенко. Будучи формально встроен в исполнительную вертикаль, Саакашвили станет не подчиненным Порошенко или, тем более, Яценюка, а уполномоченным партнером. Смогут ли они поддержать – выдержать – такой формат отношений – большой вопрос. Не смогут – никакого эксперимента не выйдет. Так, позорище, да еще и с ругней. Не те ведь люди, чтоб смолчать. Да и желающих поразжигать найдется с избытком.
Безусловно, за этим назначением просматриваются и конъюнктурные политические резоны, но они отходят на второй план перед острой необходимостью убедительно доказать принципиальную реформируемость важного региона, а с ним и страны. Ставка высока. Если не получится у Саакашвили, чего ждать от прочих, не тестированных реформаторов? Удар будет очень чувствительный и деморализующий. И плевать, в общем, на уязвленное в этом случае самолюбие грузино-украинского губернатора, переживет, Украину жальче.
И вот это беспокоит больше всего: как много поставлено на одну карту, как много зависит он успеха одного человека и его отношений с еще несколькими людьми. Прекрасно, что у нас есть возможность поэксплуатировать опыт и амбиции Михаила Саакашвили. Тревожно из-за того, что удельный вес его участия в наших преобразовательных процессах, вчера еще неощутимый, сегодня становится вдруг столь велик. Это нездорово. Его бы уравновесить последовательными реформаторскими действиями на прочих направлениях.
А новости из Одессы теперь, не сомневайтесь, будут каждый день.