Разделы
Материалы

Турецкий гамбит Эрдогана. Почему Стамбул идет на сближение с Москвой

Турция демонстрирует готовность к восстановлению отношений с Россией

Фото: vistanews.ru

Вечером 28 июня в стамбульском аэропорту прогремели взрывы, жертвами которых стали 43 человека. Это крупнейший теракт в Турции с начала 2016 года, а всего их было около трех десятков. На фоне обострения экстремистской угрозы происходит постепенное сближение Анкары с Москвой.

Утром 29 июня президенты России и Турции провели телефонные переговоры — первые за восемь месяцев. А несколькими днями ранее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил в Кремль "покаянное письмо. До того момента Москву и Анкару связывали разве только противоположные интересы в Сирии и быстрый вылет национальных сборных по футболу из чемпионата Евро-2016. Российско-турецкие отношения резко ухудшились в ноябре прошлого года, после уничтожения турецкими ВВС российского бомбардировщика Су-24. Случилось это лавинообразно и логично: на инцидент на границе Кремль ответил мощной информационной атакой в российских СМИ, включавшей неприличные намеки на самого Эрдогана.

И хотя нынешние извинения турецкого лидера при ближайшем рассмотрении оказались лишь выражением сожаления, Эрдоган заявляет: он намерен как можно скорее восстановить связи с Россией. Почему авторитарный президент Турецкой Республики, семь месяцев назад показавший, что больше Путина соответствует образу внешнеполитического мачо, пошел на попятную? Дело, вероятно, не только в резко сократившемся после отмены безвизового режима потоке российских туристов и не в Brexit, ставшем неприятным сигналом для Анкары. Отношения с Европейским Союзом у Реджепа Эрдогана не заладились, решать проблему беженцев по алгоритму, предложенному Старым Светом, ему не с руки, а вредные еврочиновники тем временем не спешат давать зеленый свет зоне свободной торговли между ЕС и Турцией. Последней каплей, переполнившей чашу терпения Анкары, стало признание Германией геноцида армян в 2015 году. В Турции подобные политические решения воспринимают болезненно, а в исполнении самого мощного европейского государства — и подавно.

Говоря прагматично, Турция не получила от Европейского Союза механизма компенсации финансовых потерь, связанных с ухудшением отношений с Россией. И Эрдогана мало интересует, что многие государства ЕС ищут возможности для ослабления санкций против России. Ему как авторитарному лидеру необходимо предстать перед гражданами в блеске своего величия, подкрепляемого шелестом купюр и звоном монет в карманах турок. Поэтому Эрдоган решил сблизиться с Путиным, проигнорировав возможные негативные последствия от этого шага.

"Для Украины важно, чтобы не изменилась позиция Анкары относительно Крыма и положения крымских татар"

Если говорить о политической сфере, то Эрдогана интересуют борьба с терроризмом и наращивание своего влияния в Сирии, где вчерашний союзник Башар Асад превратился в противника, которого всеми силами пытаются лишить президентского кресла разные группы влияния. Россия Асада поддерживает, и весьма серьезно. Теракт террористов-смертников в международном аэропорту Стамбула в ночь с 28 на 29 июня — еще одно звено в цепи противостояния с "Исламским государством". Кстати, вряд ли в Анкаре не знают о потаенных ниточках, связывающих ИГИЛ и Кремль, но сегодня предпочитают о них помалкивать.

Эрдогану, как представляется, нужна передышка, позволяющая дождаться не только итогов Варшавского саммита НАТО, но и президентских выборов в США — стратегический заокеанский союзник должен помочь определиться с внешнеполитическими приоритетами государству, претендующему на лидерство в Черноморском регионе и не только в нем. Телефонный разговор и анонсированная вслед за ним встреча Эрдоган — Путин, готовность России открыть шлюзы на пути российских туристов на турецкие курорты — факторы важные, но не имеющие принципиального значения. Турция, кстати говоря, начала нормализацию отношений и с Израилем, похолодание с которым продолжалось несколько лет. Реверансы в сторону Кремля в этой ситуации — элемент большой игры Анкары, решившей, что она может позволить себе резкие внешнеполитические развороты без учета мнения ЕС.

В этой ситуации для Украины важно, чтобы не изменилась позиция Анкары относительно Крыма и положения крымских татар. Петр Порошенко на минувшей неделе уволил нашего посла в Турции, и теперь стратегически важно в кратчайшие сроки найти ему замену, дабы не допустить отката в вопросе создания ЗСТ и военно-технического сотрудничества между Турцией и Украиной.