Хватит хлестать мертвую лошадь. Система ПТУ изжила себя
Бюджетное финансирование ПТУ пора оставить в прошлом, а не выделять на него дополнительные средства
На днях правительство назвало 19 профессий общегосударственного значения, обучение которым будет профинансировано из госбюджета. "Эти профессии приоритетные для развития экономики страны, и подготовка кадров по ним требует государственной поддержки", — отметила министр образования и науки Лилия Гриневич.
Даже не знаю, как такое комментировать. В списке: пчеловод, виноградарь, тестодел, живописец... Живописец, Карл! Я ничего не имею против живописцев и пасечников. Уважаю тестоделов и виноградарей. Но почему они в приоритете? Живописцы накормят пенсионеров? Или за пасечниками очередь стоит, как за IT-шниками? Нет же, не стоит очередь. Из более чем 90 тыс. вакансий на Work.ua всего пять вакансий пасечников — это 0,005% от общего спроса. Много это или мало? К примеру, для программистов есть 2 656 вакансий. Это в 531 раз больше. Но программисты не в приоритете. Зачем? Кому нужны эти $2 тыс. – $4 тыс., ежемесячно перечисляемых в Украину одному программисту его зарубежными заказчиками? Заработаем живописью.
Уважаемое правительство, пока вы будете ублажать заслуженных живописцев и пчеловодов бюджетными деньгами, дела не будет. Приоритеты не могут быть такими, как вы выписали, и их не может быть 19. Их может быть всего два-три, на то они и приоритеты. Мой список: сельское хозяйство, ИТ, строительство. Все. И никаких живописцев. Давайте сначала накормим страну, а потом будем натуру рисовать, а то такими темпами через несколько лет тут одни пейзажи останутся.
Кроме того, после публикации новости о выделении госсредств на обучение приоритетным специальностям в обществе развернулась дискуссия: платить из наших налогов за содержание ПТУ или не платить? Мне кажется, если проблема финансирования профтехучилищ волнует только самих работников профтехучилищ и чиновников из Минобразования — это дурной знак. Заметьте, работодатели и потенциальные студенты молчат. Так действительно ли нужна такая форма образования, как ПТУ? Не специалисты, а именно такая форма их подготовки? Индейцы дакота говорят: если вы обнаружили, что скачете на дохлой лошади, лучше всего спешиться. Когда вы переживаете о замечательных педагогах ПТУ, об утрате уникальных профессиональных школ и, наконец, о том, как выживет страна без воспитанных в ПТУ специалистов рабочих профессий, вы хлещете дохлую лошадь изо всех сил. Но она не едет.
"Давайте сначала накормим страну, а потом будем натуру рисовать, а то такими темпами через несколько лет тут одни пейзажи останутся"
Основная линия защиты сторонников финансирования из госбюджета профтехобразования — без него якобы не будет в Украине рабочих специалистов и работать руками в стране будет некому. Немного истории. ПТУ были созданы в СССР в 1954 году. Интересно, как страна выживала без них до 1954 года? Ведь получается, грандиозная индустриализация в СССР была проведена без ПТУ и таких необходимых стране специалистов рабочих профессий? На самом деле, до ПТУ в СССР существовала вполне западная модель подготовки квалифицированных рабочих. Назывался этот формат школами ФЗУ (Школа фабрично-заводского ученичества): при крупных предприятиях создавались рабочие школы, где работники повышали свою квалификацию и обучались. Вот эти-то школы ФЗУ при предприятиях и обеспечили индустриализацию, а вовсе не ПТУ, как ошибочно считают многие. Кстати, не все уже помнят, но в Советском Союзе ПТУ были рассадником разгильдяйства. Дисциплина была на удручающе низком уровне, нормальные педагоги избегали работы в ПТУ, как только могли. Учились там, за редкими исключениями, троечники, да и те не сильно горели желанием получать знания, так что их приходилось заманивать бесплатным питанием и стипендией, превышающей вузовскую.
Эта лошадь сдохла. Сколько ее ни хлещи, она не встанет. Модель содержания технической базы для обучения рабочих не оправдывает себя. Это очень затратно, а финансировать никто не хочет. Местным властям ПТУ не нужны, и они отказались их содержать. Качество образования в них посредственное. Работодатели все равно переучивают пэтэушников, каждый под свои бизнес-процессы. Так, может, не стоит эту дохлую лошадь еще и кормить? Посмотрите видео. Так работает современная система обучения программистов.
Вот будущее. Нет огромных учебных корпусов, нет преподавателей, нет государственного финансирования, зато есть гарантированное трудоустройство на высокооплачиваемую работу после окончания обучения. Почему бы не направить государственные деньги на поддержку таких практик, вместо финансирования отжившего свое? Мы же хотим идти вперед. Или не хотим?