Разделы
Материалы

Записки эмигрантки. Как учиться на ошибках российских либералов

Почему первична не сама свобода, а готовность принять ее и связанную с ней ответственность

Фото: открытые источники

Один мудрый человек сказал мне: "Неважно, хочешь ли ты быть свободной, главное — можешь ли ты быть свободной!" Этому же научила меня когда-то российская либеральная общественность, к которой я относила и себя до переезда в Киев. Вернее, она стала примером того, что хотеть свободы — это еще не значит быть готовым к ней.

Украина, в отличие от России, получила свободу, но происходящее сейчас в стране показывает, что обретение свободы — лишь начало пути. Чтобы менее болезненно перейти на следующий уровень, хорошим способом демонстрации препятствий и испытаний, которые придется преодолевать, может стать опыт как раз российских либералов.

"Я" и мои "хотелки"

Главная проблема российских либералов в том, что их личные амбиции, желания и комплексы возобладали над разумом. Первое, что бросается в глаза, когда читаешь посты большинства российских блогеров и лидеров оппозиции, — разноголосица мнений по одному и тому же вопросу. Причем часто по поводу, который того даже не стоит. Например, дискуссия о предложении Дмитрия Медведева переименовать кофе "американо" в "русияно" в российской блогосфере продолжалась три дня. Конечно, задача донести абсурдность очередного заявления российского премьер-министра заслуживает того, чтобы об этом написать, но вряд ли эта тема должна занимать такое место в информпространстве. В результате в информационном шуме теряются действительно важные для гражданского общества темы, например, связанные с политическими заключенными. На радость российской власти: еще на три дня отвлекли народ. Другими словами, важное подменяется актуальным, смещая повестку туда, где превалирует сарказм, ирония, гнев или страх. Разум и логика подменяются эмоциями, которые, как известно, не приводят к результату, а лишь имитируют его. В Украине этот процесс только начинается, и в этом смысле деградация российского информационного пространства может стать полезной отрезвляющей пилюлей, помогающей заменить желание быть услышанным ответственностью за свои слова.

"Важное подменяется актуальным, смещая повестку туда, где превалирует сарказм, ирония, гнев или страх. Разум и логика подменяются эмоциями, которые не приводят к результату, а лишь имитируют его"

Ответственность проявляется не только в том, что говоришь, но и в том, как говоришь. Человек может быть добрейшей души, но когда скажет что-то, задумываешься, а точно ли я с ним по одну сторону баррикад. В этом смысле строка "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется" как раз о такой ответственности. Политические оппоненты не должны иметь возможности зацепиться за наши слова, сказанные в эмоциональном порыве. Наше слово должно быть нашей силой, а не слабостью.

"Я" и обстоятельства

Важный урок, который я получила из опыта общения с российскими либералами, в том, что нельзя вестись на предлагаемые обстоятельства, нужно подняться над ними, создав собственные. Российская власть в этом плане, как акула, постепенно сужающая круги вокруг своей жертвы и загоняющая ее в ловушку, создает для нее иллюзию, будто выбор определяется существующими обстоятельствами. Российская оппозиция оказалась в такой же ловушке, с каждым днем учась выбирать из меньшего количества сценариев. Показательный пример ошибочной модели поведения — негласное правило, принятое в результате "метода кнута" со стороны власти: табу на обсуждение либеральными СМИ личной жизни Владимира Путина. Любое упоминание дочерей российского президента всегда аукалось для средств массовой информации, которые об этом писали: то предупреждениями со стороны Роскомнадзора, то обысками, то сменой руководства в таком СМИ, как это случилось, например, с российским РБК. Коробочка захлопнулась в тот момент, когда российские либеральные СМИ приняли эти правила игры вместо того, чтобы объединить усилия и создать собственные. Какие? Потому оно и выходящее за рамки принятых правил мышление, что предугадать его нельзя. Нельзя победить шулера, играя по его правилам, нужно создать собственные, в которых варианты и сценарии развития событий определяете вы сами. И это ответственность принимать решения, не исходя из предложенных сценариев, а поднимаясь над обстоятельствами, чтобы увидеть картину целиком.

"Нельзя увидеть свет в конце туннеля, считая, что и во тьме можно неплохо устроиться, или пытаясь всех оттолкнуть, чтобы первым добраться до выхода"

"Я" и общая цель

Пожалуй, главной ошибкой российской либеральной общественности стала неспособность понять, в чем разница между личными целями, включающими получение выгоды, удовлетворение собственных амбиций, и общей целью, которая предусматривает отказ от вышеперечисленного. Нельзя увидеть свет в конце туннеля, считая, что и во тьме можно неплохо устроиться, или пытаясь всех оттолкнуть, чтобы первым добраться до выхода. "Выход к свету" — все же коллективная задача. Ответственность и в том, чтобы научиться видеть важное в долгосрочной перспективе, а не довольствоваться краткосрочными выгодами. На практике это выглядит так: вместо принципа "поделить шкуру неубитого медведя" гораздо правильнее сначала научиться выслеживать жертву, затем найти профессиональных охотников, потом создать условия для их охоты, параллельно занимаясь проработкой разных сценариев развития событий. Но в реальности у российских либералов происходило обратное: охотники занимались тем, что советовали лидерам, не умеющим стрелять, как держать оружие и правильно дышать, а те в ответ спорили и говорили, что лучше знают, как надо.

Способность доверять профессионализму тех, кто лучше тебя разбирается в своей сфере, — это испытание на уважение и доверие, один из необходимых уровней игры под названием "ответственность".

Учиться на ошибках других — наверное, один из самых сложных видов ответственности, но украинское гражданское общество уже доказало, что способно бороться за свою свободу. Теперь главное — ухватиться за хвост свободы и научиться управлять ею, чтобы она не превратила все вокруг в хаос.

Один украинец как-то на мой вопрос, что для него свобода, ответил: "Все живое сопротивляется контролю!" Живое. Я бы добавила к этой фразе: "А все неживое боится ответственности". Правда в том, что стать живым можно, лишь взяв на себя ответственность.