О бизонах и мышах. Как под видом выполнения требований МВФ закручивают гайки малому бизнесу
Условия задачи: вы индейский охотник и направляетесь в прерию, чтобы добыть себе мяса. В прерии водятся бизоны и много мышей. Какая дичь заинтересует вас? Ответ очевиден для всех, помимо чиновников — наших и МВФ
В новой редакции меморандума с МВФ снова появилась рекомендация с 1 января 2018 года ужесточить требования к упрощенной системе налогообложения. Также предлагается отменить мораторий на проведение налоговых и трудовых проверок малых предприятий и при этом увеличить штрафы за неофициальное трудоустройство персонала. Ранее в черновике меморандума проскальзывало предложение вообще отменить упрощенную систему. Но поскольку это сразу вызвало бурю негодования у представителей малого бизнеса, стороны вернулись к прошлогодней формулировке "ужесточить требования".
Казалось бы, на этом можно успокоиться, ведь в прошлом году после того, как были выдвинуты эти требования, ничего не случилось. Если предприниматели отреагируют адекватно, то, скорее всего, не случится и в этом.
Но дело в том, что МВФ лишь диктует правительству Украины необходимость жить по средствам. А как это сделать — уже нашептывают советники из местных, а также из проектов технической помощи. И вот эти советники рассказывают МВФ, что все зло в Украине от малого бизнеса: от торговцев, которые работают без кассовых аппаратов, от всякого рода неконтролируемых стартаперов и фрилансеров, владельцев МАФов и пр. То есть они приводят в пример то, что хорошо ложится на стереотипные представления иностранцев о теневой экономике.
Однако в Украине, в отличие от большинства стран, львиная доля теневой экономики — это как раз не малый, а крупный бизнес. И основные злоупотребления именно там. Под крышей налоговой у больших компаний очень хорошо налажена индустрия по уходу от налогов — это и налоговые ямы, и "конверты", и вывод капитала в офшоры, и схемы на фондовом рынке... Стоящие за всем этим люди и отвлекают внимание МВФ на упрощенку, тем более что во многих случаях малый бизнес для них конкурент.
Собирать с физлиц-предпринимателей много налогов в бюджет — в принципе плохая идея. Роль микробизнеса во всем мире скорее социальная. Это способ адаптации к предпринимательской деятельности, своего рода ясли для бизнеса. И в то же время "школа капитализма": наглядный пример для людей, как их соседи начали крутиться, не спать ночами, выбиваться в люди и зарабатывать. Кроме того, упрощенная система налогообложения служит для компромиссной детенизации и избавляет от лишних, с точки зрения самого бизнеса, затрат на учет, особенно обременительных (и при этом бесполезных) как раз в микробизнесе.
"В Украине, в отличие от большинства стран, львиная доля теневой экономики — это как раз не малый, а крупный бизнес. И основные злоупотребления именно там"
Но в Украине есть и своя особенность: наша фискальная служба — это не налоговая администрация в понимании МВФ. Фактически детище Азарова — это скорее банда рэкетиров с государственной лицензией, задача которой — выполнение плана налоговых (а порой и коррупционных) поступлений, плюс политических заказов. Это ощущают на себе все… кроме упрощенцев. Потому что в этой системе все специально сделано так, чтобы бизнес давить было сложно. До ее внедрения фискалы просто приходили к базарным торговцам и взимали с них ежедневную дань, а предприниматели символически платили в бюджет налог с минимальной зарплаты. С введением единого налога они начали отчислять больше в бюджет, но налоговики потеряли возможность что-то с них дополнительно вымогать. Выиграли все, кроме налоговиков, которые с тех пор мечтают вернуть все обратно.
Что будет, если отменить упрощенку? Предприниматели снова уйдут в тень, а те, кто не уйдет, будут платить еще меньше налогов, ведь общая система налогообложения, особенно с учетом коррупции, позволяет обманывать государство куда больше. И сегодня согласно статистике на общей системе платят не больше, чем на упрощенной. Нагрузку на бюджет добавит и увеличение безработицы: часть малого бизнеса, которая не захочет платить дань, закроется, и это ляжет на плечи налогоплательщиков. То есть никакого улучшения бюджетного баланса Украины, как того требует МВФ, ожидать не стоит.
Искать его нужно не там. Во-первых, необходимо сокращать бюджетные расходы, ведь с такой нагрузкой, как у нас, экономики не взлетают, а в лучшем случае ползут вверх. Во-вторых, искать способы брать больше налогов с крупных игроков, которые сейчас уходят от них в "оптовых" масштабах: выводят в офшоры ежегодно около 10% ВВП, примерно столько же прогоняют через налоговые ямы и т. д. Огромные злоупотребления происходят с налогом на землю, не говоря уже о многомиллиардных льготах, щедро (интересно, по каким реальным мотивам?) розданных местными властями. Ну и, конечно, в чисто теневом секторе вроде азартных игр или добычи янтаря, которые МВФ призывает легализовать. А охотится на мышей, в упор не замечая бизонов, — последнее дело.