Разделы
Материалы

"Доктор, они меня игнорируют!"

Не успели в Брюсселе просохнуть чернила под украинско-европейской декларацией о модернизации украинских транзитных газопроводов,

как Владимир Путин напомнил Европе о том, что:

– Россия является крупнейшим экспортером газа в ЕС;

– Россия является крупнейшим импортером оборудования для газодобычи и транспортировки газа.

И предложил ввести РФ в круг стран, обсуждающих судьбы украинских транзитных газопроводов. Кто и как бы ни относился к России, нужно отдавать себе отчет в том, что она сама решает, сколько и каким путем экспортировать газ в Европу.

По большому счету, абсолютно все равно, 2,5 или 5,5 миллиарда евро потребуется на модернизацию украинской газотранспортной системы. Европейцы, понятное дело, хотят подешевле. Украина почему-то – подороже. Вопрос в другом: согласится ли Россия закачивать газ с восточного конца трубы. Январь-2009 показал: Россия запросто может не согласиться.

Владимир Владимирович, конечно, мужчина серьезный, игнорировать его предупреждения было бы опрометчиво. Но помимо Украины декларацию о модернизации ее газотранспортной системы подписали не менее серьезные люди – представители Еврокомиссии, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) и Всемирного банка (ВБ). А это намного серьезнее, чем шапкозакидательские заявления украинских участников церемонии.

Напомню: широко разрекламированный нефтепровод Одесса – Броды оказался провальным проектом. Вложенные в него средства никогда не будут возвращены. Причина очевидна: к тщательно проложенной трубе не удалось подсоединить надежных поставщиков-партнеров.

Европейцам и представителям Всемирного банка эта карманощипательная история известна во всех деталях.

И потому вариантов просматривается ровно три. Либо украинская газотранспортная система попадет под полный контроль европейских инвесторов. Либо она окажется под контролем российских поставщиков. Либо модернизированная и расширенная труба останется полупустой, а Украина – с внешним долгом, выросшим еще на несколько миллиардов евро. Выход? Не игнорировать реальность. Но и не бояться ее.