Разделы
Материалы

Большая национализация

После того как будет национализирован букет не самых маленьких отечественных банков, в Украине появится огромных размеров государственный банковский консорциум. И что нам тогда с ним делать?

Сначала о вкладах. Именно сложности с их возвратом были первым камешком, который стронул лавину украинского финансового кризиса. В иных условиях сентябрьские проблемы Проминвестбанка (который уже реанимирован российскими инвесторами) были бы локализованы довольно быстро. Украина имела к началу октября весьма крепкий Фонд гарантирования вкладов физлиц – его накоплениями покрывалось около 2% всех депозитов частных вкладчиков. Для сравнения: американская Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC) год назад обеспечивала покрытие чуть более 1% вкладов, сейчас – около четверти процента. В России Агентство по страхованию вкладов покрывает около 1,5% депозитов физлиц. И никто не кричит "караул".

В относительно нормальных условиях банки и системы гарантирования вкладов вполне справились бы с паникой. Но не в условиях финансового кризиса. В украинских банках сейчас лежит только срочных депозитов на сумму около 148 млрд. гривен. Существенная часть суммы заморожена в банках с временной администрацией. К примеру, в "Надрах" срочных депозитов нынче зависло вдвое больше, чем мог бы покрыть Фонд гарантирования вкладов. Та же история в Укрпромбанке. "Киев" на пару с Родовидбанком имеют столько же срочных депозитов, сколько может покрыть фонд.

"Оздоровление происходит за счет налогоплательщиков, и я совершенно не понимаю, почему мы, налогоплательщики, не получим акции этих банков"

Иными словами, из двадцатки "самых депозитных" украинских банков (в них хранится 72% всех депозитов) легли четверо. Еще трое попросили государственной поддержки – значит, испытывают трудности. На эту семерку приходится почти 21% депозитов, лежащих во всех украинских банках. Это очень много, то есть проблема системная. Решать ее собрались тоже системными средствами. Государство устами Кабмина заявило, что вольет бюджетные деньги в нездоровые банки в обмен на контроль над ними. Таким образом, если все оздоравливаемые банки выживут, мы получим могучий банковский госсектор.

Напомню: оздоровление происходит за счет налогоплательщиков, и я совершенно не понимаю, почему мы, налогоплательщики, не получим акции этих банков. Хотя деньги наши в эти банки уже заведены.

А что ж мы получим после кризиса? Трудно сказать, во что превратятся оздоравливаемые банки: каковы будут их капиталы, сколько там останется вкладчиков. Но с учетом самых свежих данных картинка сейчас выглядит так: 10,5% вкладов лежат в государственных банках, еще 21% – в тех, которые государственными станут. 22,7% вкладов хранятся в банках, входящих в первую двадцатку и принадлежащих иностранцам, – они останутся негосударственными наверняка. Еще 20,8% вкладов лежат в банках из первой двадцатки, которые являются целиком отечественными, но денег у государства не просят.

Таким образом, мы имеем шансы по окончании кризиса получить банковскую систему, в которой минимум треть вкладов будет приходиться на госбанки. Еще не менее трети будет лежать в банках, принадлежащих иностранцам. Но, скорее, в банки с иностранным капиталом перетечет до половины вкладов физических лиц. В госбанки – до 40%.

То есть выигрыш от происходящего достанется иностранным банковским группам. Кстати, они же могут потом за не слишком большие деньги скупить рекапитализированные государством украинские банки – вчерашних своих конкурентов.

Плохо это или хорошо, лично дня меня пока неочевидно. С одной стороны, "дочки" иностранных банковских групп пока ведут себя в Украине очень по-джентльменски по отношению к своим клиентам. С другой – для такой крупной страны, как Украина, потеря отечественного банковского капитала и замещение его иностранным не является особенно большим счастьем. Ну а с третьей – слишком большая доля государственного банковского сектора является еще меньшим счастьем.