Проминвестбанк может стать первым в истории Украины национализированным банком
Эта мера, вероятно, успокоит вкладчиков, но и откроет дорогу тем, кто положил глаз на другие банки страны
"Задавили їжачка, стратили життя. Задавили їжачка, світ без вороття. Люди, кровопивці ви, де ж людська мораль? Жити між убивцями – скорб, а не печаль". Это стихотворение председатель правления и основной совладелец Проминвестбанка Владимир Матвиенко написал много лет назад. Но сейчас эти строки актуальны для него как никогда. Ведь слово "национализация", до сих пор появлявшееся лишь в новостях о европейских или американских банках, впервые прозвучало в Украине именно по отношению к его детищу: о намерении национализировать ПИБ заявил глава Совета НБУ Петр Порошенко.
Made in USSR
Проминвестбанк – один из немногих украинских банков, которые могут похвастаться длинной историей существования. В советские времена в Украине работали филиалы всесоюзных государственных банков – Внешэкономбанка, Сбербанка и Промстройбанка. С обретением независимости первые два превратились в Укрэксимбанк и Ощадбанк, а активы Промстройбанка по-братски поделили между тремя новыми банками. Сельским хозяйством занялся банк "Украина", обанкротившийся в 2001 году, "социалку" получил Укрсоцбанк, ну а промышленные предприятия отошли в ведение Проминвестбанка.
Надо сказать, последний получил самый лакомый кусок – более половины активов всей банковской системы страны. "Проминвестбанк уникален тем, что он долгое время кредитовал промышленность в больших объемах. Кто еще из банков большой десятки может этим похвастаться?" – говорит советник председателя правления ПриватБанка Виктор Лисицкий.
Для 70-летнего Владимира Матвиенко ПИБ и его предшественники – Стройбанк и Промстройбанк – это без преувеличения вся его жизнь. Свою карьеру финансиста он делал исключительно в этих учреждениях. Прервался лишь один раз – с 1991-го по 1992 год он был первым в истории независимой Украины председателем НБУ. Сейчас Петр Порошенко предлагает национализировать ПИБ по такой схеме: увеличить уставный капитал одного из государственных банков (Ощадбанка или Укрэксимбанка), а потом вложить средства одного из этих банков в акции Проминвеста.
Примечательно, что с обоими госбанками у ПИБа не самые хорошие отношения. В 2006-м году правительство Юрия Еханурова постановило перевести обслуживание оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) Украины из Проминвеста в Ощадбанк. Владимир Матвиенко тогда обвинил власти в разрушении экономики страны. Но отстоять свою позицию ему не удалось, а цена вопроса была немалой – около $5 млрд. Еще один скандал разгорелся годом ранее – на обслуживание из ПИБа в Укрэксимбанк частично перешел НАК "Нафтогаз Украины".
Несмотря на все эти потери, банк неизменно оставался в десятке лидеров. По данным НБУ, на 1 июля этого года активы ПИБа составляли 27,5 млрд. грн., или почти 4% всех активов банковской системы, что обеспечивало ему 6-е место из 178 действовавших в Украине банков.
Тревожный звонок
Атаки на Проминвест предпринимались давно, но банк продолжал работать. С калейдоскопической быстротой события стали развиваться лишь в конце сентября. Вкладчики ПИБа из Донецкой области вдруг стали получать телефонные звонки и SMS якобы от сотрудников банка с предложением забрать свои деньги. В газетах печатали объявления, а в городском транспорте крутили ролики с негативной информацией о банке.
Вкладчики долго не раздумывали: когда ленты новостей пестрят заголовками о массовых банкротствах банков по всему миру, медлить никому не хочется. В итоге за неделю клиенты ПИБа сняли со своих счетов около 5 млрд. грн., а НБУ, сначала дав финучреждению кредит на эту же сумму, затем все-таки ввел в банке временную администрацию.
В том, что пошатнули банк рейдеры, а не мировой финансовый кризис, уверены практически все.
"Ситуация с Проминвестбанком спровоцирована, организована и совершена группой лиц, по сути, преступной группировкой с целью прикрытия вывода за границу, отмывания и попытки легализации "грязных" средств", – заявил и. о. председателя Службы безопасности Украины Владимир Наливайченко. Такого же мнения придерживается и Виктор Лисицкий. "Это совсем не то, что мы видим в Англии или США. На Проминвест наехала организованная преступная группировка, чтобы украсть большие деньги", – уверен он.
За и против
Банкиры по-разному оценивают идею национализации Проминвестбанка. С одной стороны, такие действия помогут успокоить вкладчиков других банков. "Информация о ПИБе уже стала известна всем, даже тем, кто этой темой не интересовался никогда. И чтобы стабилизировать ситуацию, нужно дать понять населению, что все хорошо. Поэтому банк нужно продать, а частному инвестору или государству – это уже второй вопрос", – сказал Фокусу председатель правления банка "Финансы и Кредит" Владимир Хлывнюк.
С другой стороны, учитывая напряженную ситуацию на банковском рынке, такой прецедент может развязать руки потенциальным захватчикам. "Если сейчас встать на путь национализации Проминвеста, это будет означать, что мы даем возможность сделать то же самое с другими банками. Нельзя идти навстречу организованной преступности!" – предупреждает Виктор Лисицкий.
Председатель правления банка "Финансы и Кредит" тоже не исключает, что рейдеры могут атаковать и другие украинские банки, однако эффективность подобных действий ставит под сомнение. "Думаю, что этот опыт (Проминвестбанка. – Фокус) многих заставил задуматься, каким образом адекватно реагировать на подобные вызовы", – отмечает он.
Между тем возникает еще одна проблема: в Украине не было прецедента национализации банков, а потому первый блин может выйти комом. "Великобритания этот опыт приобретала в течение 150 лет. И представить себе, что у нас национализация пройдет гладко, что будут защищены интересы вкладчиков, может только очень наивный человек", – говорит Виктор Лисицкий. По его мнению, спасти ПИБ вполне реально. "Да, он потеряет активы, да, спустится на несколько ступенек ниже в банковском рейтинге. Но это дело чести украинской власти, если она у нас еще есть", – резюмирует Лисицкий.