Разделы
Материалы

Паспортный стол раздора. Станет ли Украине легче, если из нее уедут венгры

Три аргумента в пользу получения венгерского гражданства

Фото: Dosug.md

Между Венгрией и Украиной всегда существовали дружественные и партнерские взаимоотношения. На моей памяти (а мне уже 58 лет), не было никаких серьезных споров. Все думали, так будет всегда.

Согласно данным последней переписи населения, в Украине проживает 156 тыс. венгров. В Закарпатье у нас есть свои детские сады, школы, институт, факультет в Ужгородском национальном университете — организован полный цикл обучения на венгерском языке. Но в прошлом году Верховная Рада внезапно одобрила новый закон об образовании. В результате чего большинство венгерских школ могли закрыться. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто назвал такой шаг Киева "ударом в спину". Позднее Украина пообещала восстановить прежние права для нас.

Но с того времени началась "война" между Киевом и Будапештом, а пропасть все увеличивается. Появившееся видео из консульства в Берегове — часть глупой войны, которая никуда не приведет.

Нам говорят, что венгры не могут разговаривать на украинском языке, а значит, не способны интегрироваться в украинское общество. Но это неправда — достаточно только желания.

Представьте себе, 70% венгров проживают компактно. Я, например, родом из села, где 99,9% — венгры. Могут ли десятилетние пацаны знать государственный или любой другой язык, если никто не говорит на нем. В школе, конечно, можно выучить. Но мы уже годами бьем пороги управления образования, министерства, просим нормальные программы.

В венгроязычных школах украинский преподают так, будто ребенок уже знает его на начальном уровне. Дети из смешанных семей или родом из города, как мои, разговаривают по-украински. Но остальные — нет. Мальчики из моего села точно не знают ни одного слова, когда идут в школу. Поэтому для них необходимо преподавать украинский как иностранный. Я в свое время знал французский лучше, чем русский, потому что первый мы учили с азов, а второй — как уже знакомый.

Венгру сложно выучить русский или украинский. Но за 27 лет независимости Украины нам не дали ни современных учебников, ни словарей, а решили заставить учить силой. Как — непонятно. Почему-то никто не сказал, что в Закарпатье в венгерских школах нет даже учителей — дипломированных украинских филологов, государственный язык преподают бывшие учителя русского или французского после переквалификации. Так в Киеве захотели приготовить борщ, но мяса и капусты у них нет, а только свекла и картошка.

Сейчас каждая из сторон пытается как-то ужалить. Венгерское правительство пригрозило блокировать интеграцию Украины в ЕС и НАТО. Украина решила сыграть на теме двойного гражданства. Но ведь чиновники в Киеве лукавят.

Во-первых, венгерское можно было получить с 2011 года, никакая это не новость. Но кому-то выгодно развивать тему именно сейчас.

Во-вторых, в Украине есть люди не только с венгерским паспортом, а с румынским, российским, израильским. Но надо указывать пальцем только на венгров, как на врагов. Мы в области живем мирно и очень дружно. Но если будет продолжаться пропаганда из СМИ, то, действительно, боюсь, что-то может произойти.

Чтобы понять, для чего венгру венгерский паспорт, надо прежде всего знать историю страны и менталитет

Венгры прибыли в карпатский бассейн в 896 году, и первая земля, которую они завоевали, была как раз наша. Эти районы Закарпатья тысячу лет относились к Венгрии, даже когда она была в составе Османской империи или Австро-Венгрии. После Первой мировой войны и мирного соглашения 30% венгерских территорий оказались за пределами государства. И каждый третий венгр был оторван от родины.

После некоторые земли ненадолго вернулись, но в 1945 году сюда пришли советские войска, а в 1946-м Сталин аннексировал эту территорию. Но независимо, где жили венгры, — в Киеве, Нью-Йорке или Ужгороде, они всегда считали себя членами одной культурной нации.

И в Будапеште услышали это и приняли закон, разрешив заграничным венграм получать гражданство своей страны. И не только в Украине. В Румынии нас полтора миллиона, в Словакии – 500 тыс., в Сербии – 300 тыс., живут венгры и в Словении, Хорватии, Австрии.

И третий аргумент в пользу получения паспорта — экономический. Из всех стран, которые окружают Венгрию, документы стали просить граждане не Европейского союза — Украины и Сербии, а также не Шенгенской зоны — Румынии. Венгерский паспорт открыл им всю Европу и даже мир. Люди с ним работают как в Ниредьхазе, так и в Нью-Йорке.

Если раньше работу за пределами Украины искал, например, отец семейства, а потом с заработанными деньгами возвращался в Закарпатье, строил дом, водил детей в школу, то сейчас он старается увезти жену, детей и родителей. В каждом венгерском селе 40–50% жителей отсутствует, каждый второй-третий дом выставлен на продажу.

А что теперь? Угрожают ввести уголовную ответственность за двойное гражданство. После лишат 120 тыс. венгров украинских паспортов? Тех, чьи предки столетиями жили на этой территории! Какой у нас будет выход?

Уезжать из страны — венгры законопослушные и мирные граждане, мы никогда не выходили на митинги, не создавали военные отряды, не атаковали госздания.

Станет ли Украине легче? Нас обвиняют в сепаратизме. О чем речь? Люди добровольно покидают Украину навсегда. И в этом трагедия.