Разделы
Материалы

Голанские высоты Украины. Как Дональд Трамп "убил" Крымскую декларацию

Мир после решения Дональда Трампа не будет прежним, а антагонизм между США и их союзниками за океаном лишь усилится

Фото: Front News International

Он все-таки это сделал. На церемонии, приуроченной к визиту премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, Дональд Трамп подписал документ о формальном признании суверенитета Израиля над сирийскими Голанскими высотами.

По уровню воздействия на международную систему это судьбоносное решение можно сравнить с аналогичным вердиктом Трампа о переносе американского посольства в Иерусалим.

Голанские высоты – горное плато, простирающееся от Тивериадского озера на восток вглубь территории Сирии в провинцию Кунейтра. Эти земли изначально входили в состав Османской империи, но после окончания Первой мировой войны были разделены между англичанами и французами. Последним досталась и территория современной Сирии, к которой включали и Голанские высоты. В 1944 году, с обретением независимости Сирии от Франции, высоты стали частью этой новой страны на политической карте Ближнего Востока. В 1967 году, в ходе так называемой "шестидневной войны", Израиль оккупировал большую часть Голанских высот, а в 1981 году официально их аннексировал, приняв специальный закон.

Международно-правовой статус высот до сих пор не урегулирован. После их оккупации в 1967 году Совет Безопасности ООН принял резолюцию №242 (соавторства США), которая требовала от Израиля вывести все свои войска из захваченных у арабов территорий, включая Голаны. Однако они проигнорировали резолюцию, чувствуя за спиной поддержку Штатов. В 1981 году, после аннексии, СБ принял другую резолюцию, №497, которая не признавала суверенитет Израиля над Голанскими высотами и осуждала решение Тель-Авива. В очередной раз Израиль не выполнил резолюцию и продолжал оставаться на территории Голан, активно осваивая эти земли и заселяя их своим населением.

До сегодняшнего дня международное сообщество, включая США, не признавало оккупацию и аннексию Голанских высот. Однако Дональд Трамп решил это исправить: он стал первым президентом США, официально признавшим аннексию Голан. Естественно, Европа и другие государства не признали это решение и раскритиковали его. Скорее всего, они никогда не последуют примеру Штатов. Поэтому де-факто ситуация вокруг статуса Голанских высот никак не изменится.

Впрочем, решение Трампа имеет куда более глубокие и стратегические последствия.

Во-первых, признание аннексии Израилем Голанских высот "убьет" на корню любые потенциальные попытки мирного урегулирования арабо-израильского конфликта. Решение фактически отсекает вариант мирно решить вопрос Голан, а значит радикализует позиции арабов. Это повысит риск возможной войны между Сирией и Израилем, а также дестабилизирует региональную обстановку.

Во-вторых, решение Трампа ударит по его же союзникам из числа арабских монархий Персидского залива. Вот уже несколько лет подряд они пытаются выйти на приемлемый для них формат нормализации отношений с Израилем, предусматривающий, среди прочего, и дипломатическое признание его как государства. Однако решение Трампа может подорвать этот процесс, ибо арабы, даже те, власти которых сотрудничают с Тель-Авивом, не готовы признавать эту аннексию, рискуя спровоцировать протесты местного населения.

Наконец, решение Трампа – это очередная торпеда в мировой порядок.

Признание аннексии создает опасный и неприятный прецедент, которым непременно воспользуются другие игроки. Раз Соединенным Штатам можно официально признавать аннексию, факт которой зафиксирован международным сообществом, значит, и другим тоже можно. Это касается целого ряда международных конфликтов за спорные территории: от Тибета и Западной Сахары до Кашмира и Южно-Китайского моря.

И тут мы подходим к самому печальному. Признание администрацией Трампа аннексии Израилем части Сирии уничтожает позицию США по вопросу оккупированного Донбасса и аннексированного Крыма.

Приняв решение по Израилю, Трамп легким движением руки нивелировал всю суть и эффект Крымской декларации, которой мы так гордились и радовались, когда ее приняли в Вашингтоне.

Теперь Штаты используют двойную мораль по отношению к международно-правовым нормам.

В РФ уже заявили, что решение Трампа признать Голаны частью Израиля делает ничтожными заявления США о незаконности аннексии Россией Крыма

Более того, с точки зрения российских правящих элит, аннексия Крыма была гораздо более "законной", нежели захват Голанских высот. Русские ведь в отличие от израильтян хотя бы провели "референдум"!

И не стоит обманывать себя, заявляя, что, мол "Крым и Голаны сравнивать нельзя. Арабы напали на Израиль, и поэтому последний отхватил их территорию".

Этот аргумент не действует в современном мире. Международное право запрещает оккупацию и аннексию одним государством территории другого государства вне зависимости, чем это оправдано: национальной безопасностью, жизненным пространством или защитой русскоязычных. А когда страны просто игнорируют правила или используют их в избирательном порядке, система перестает работать.

Собственно, современная система международного права и трещит по швам сегодня, именно благодаря цепочке неприятных, циничных прецедентов, заложенных разными игроками, начиная от Никарагуа, Анголы, Западной Сахары и заканчивая Косово, Ираком, Ливией и, наконец, Украиной в 2014 году.

Поэтому никаких правовых оснований у Израиля аннексировать Голанские высоты не было – так же, как у России не было никаких оснований захватывать Крым и часть Донбасса.

Теперь, после решения Трампа, мы можем оказаться в другой реальности, где ничего не запрещено и все дозволено. Для Украины это плохие новости, поскольку наша страна играть по такому беспределу не умеет, и не может. Мировая система, основанная на праве силы, – это не тот порядок, в котором может выжить Украина с нынешней политической и экономической конфигурацией, как и многие другие государства.

После признания Голан частью Израиля мир не будет прежним, а антагонизм между США и их союзниками за океаном лишь усилится, заставляя их сконцентрироваться на внутренних проблемах, раскручивая национальный эгоизм и размывая бывшие многосторонние союзы.