Эра летающих автобусов. О чем говорят новые правила пассажирских авиаперевозок
Нормативное закрепление новых правил – не что иное, как развитие долгосрочного тренда по снижению уровня сервиса. Смысл его, конечно, в увеличении финансовых поступлений для авиакомпании, но и для ее клиентов в этой ситуации можно найти определенные плюсы
Самолет набирает высоту. Вы раскладываете кресло, чтобы устроиться поудобнее, и полулежа пьете мартини, слушая живую музыку. И это не частный, а обычный пассажирский рейс, даже не трансконтинентальный, просто совершить его нужно было полвека назад.
Плохая новость для любителей комфорта: тренд снижения уровня сервиса в авиатранспорте сохранится надолго. Новые правила перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом, утвержденные Госавиаслужбой Украины и вступившие в силу этой весной, по сути, закрепляют и легализуют эту тенденцию.
Раньше авиакомпании, зарегистрированные в Украине, были обязаны бесплатно перевозить не менее 15 кг багажа с каждым пассажиром даже при минимальной стоимости билета. Эта норма до некоторой степени уравнивала клиентов перевозчика и не позволяла превратить транспортировку багажа в отдельный источник прибыли, если рейс пассажирский.
Практика продажи дополнительных багажных билетов для тех, кто вез больше вещей, конечно, существовала, но возможности компании в этом смысле были ограничены. Если каждый брал с собой те самые 15 кг, включенные в стоимость билета, места, а главное, весового резерва для коммерческой перевозки багажа оставалось немного.
Рекламировать это как отдельную услугу не имело смысла. Теперь украинским авиаторам официально разрешили перенять тактику западных лоукостеров: объявить базовую стоимость билета "безбагажным тарифом" и брать отдельную плату за сданный чемодан, даже с минимальным весом.
В такой ситуации многие пассажиры ради экономии решают лететь с одной ручной кладью, так в багажном отсеке освобождается место для коммерческих грузов. Появляется возможность продать кому-нибудь, к примеру, десять багажных билетов для перевозки полутора центнеров дополнительного груза.
Новые правила отменяют еще одно важное ограничение. Расстояние между пассажирскими креслами теперь не регламентируется. До этой весны существовал нормативный минимум: 31 дюйм в бизнес-классе и 29 дюймов — в эконом. Теперь количество кресел в каждом салоне и расстояние между ними оставлены на усмотрение перевозчика.
- ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мечты о новом. Бюджетные путешествия в Европу заканчиваются возвращением в бюджетную Украину
Кроме того, если раньше пассажиры украинских компаний делились на две категории по уровню сервиса – бизнес и эконом, то теперь их будет три. Утвержденные правила предусматривают существование "первого класса" – привилегированного. Теоретически это должно означать повышение уровня сервиса для тех, кто готов платить за дорогой билет.
Однако аналитики рынка пассажирских перевозок давно уже констатировали, что в действительности появление привилегированного класса означает снижение уровня сервиса для всех остальных.
Чем больше вводится градаций комфорта, тем хуже выглядит минимальный базовый уровень
Сейчас уже мало кто помнит об этом, но в 1970-х в салонах самолетов некоторых авиакомпаний были музыкальные инструменты, включая фортепьяно, чтобы пассажиры не скучали во время полета. В 1950-х – 1960-х еду на борту выбирали из меню, как в ресторане. В 1930-х – 1940-х в салонах самолетов, совершавших регулярные пассажирские перевозки, были специальные спальни, похожие на купе в поездах.
Мало кому удавалось заснуть из-за гула турбин, звукоизоляция салонов в те годы была никудышней, да и с неприятным запахом, исходящим от топливных баков и двигателей, бороться научились значительно позже. И все-таки авиаперелеты тогда считались роскошью – в салонах помещалось не больше двадцати двух посадочных мест, а билеты стоили очень дорого.
Самолеты тех лет давно превратились в музейные экспонаты, увидеть их можно только в выставочных комплексах. В то же время большинство воздушных машин, совершающих сейчас регулярные рейсы в Украину, были сданы в эксплуатацию в 1980-х – 1990-х, то есть уже после того как все крупные авиакомпании мира пошли по пути демократизации ценовой политики и увеличения загрузки бортов. Проще говоря, после того как целью перевозчика стало уместить как можно больше пассажиров в один салон.
Собственно, нормативное закрепление новых правил – не что иное, как развитие долгосрочного тренда снижения сервиса, возникшего еще в те времена. Смысл его, конечно, в увеличении финансовых поступлений авиакомпании, но и для ее клиентов есть определенные плюсы. Главный из них в том, что воздушный транспорт становится все более доступным.
Когда пассажиру больше не нужно покупать обязательный, базовый, пакет услуг перевозчика, включающий регистрацию в аэропорту, кормежку на борту или провоз багажа, он сам решает, за что именно готов платить. Минус для клиента в том, что сам по себе сервис при отдельном заказе становится гораздо дороже.