Мечты о новом. Бюджетные путешествия в Европу заканчиваются возвращением в бюджетную Украину
Внутренние изменения, которые произошли в стране за последние несколько лет, уже невозможно не замечать
Я хорошо помню свой первый Новый год за пределами страны. Дело было в кризисном 2009-м. Закрылось издание, в котором я работал, и пришлось временно побыть на вольных хлебах. Тут как раз подвернулись копеечные билеты лоукостеров на Мальту из польских Катовиц, с пересадкой в Болонье.
Нашелся и отель по смешной цене. Мальта — направление не новогоднее, поэтому в огромном комплексе было занято едва ли несколько десятков номеров. Делать на Мальте зимой было, в сущности, нечего. Но ощущение возможности встретить наступающий год в одной толпе с людьми из "золотого миллиарда", видеть и чувствовать то же самое, что и европейцы, радовало куда больше, чем традиционное оливье с мандаринами.
В то время бюджетные путешествия для большей части украинцев были в диковинку. Билет на самолет за условные 10 евро можно было купить разве что из Польши или Венгрии. До аэропорта же приходилось добираться сутки на нескольких перекладных. Да и визы бюджетным путешественникам выдавали не очень охотно.
Сейчас возможность посетить Европу на новогодние праздники за несколько сотен евро стала банальностью
Благодаря внедрению биометрических паспортов, безвизу и приходу лоукостов в страну. Точно так же десять лет назад представитель малого бизнеса даже не мог мечтать об экспорте своих товаров в страны ЕС. Ныне это реальность. И ее воплощения добилась именно нынешняя власть.
Ее противники могут возразить, что это не более чем косметический ремонт страны, а глубинные проблемы Украины не решены. И в этом они будут правы.
Да, мы по-прежнему не можем доверять судам.
По-прежнему ни один из высокопоставленных антикоррупционеров не сидит в тюрьме, а госактивы служат кормушкой для политических сил и любые попытки продать их на прозрачных конкурсах заканчиваются неудачей.
По-прежнему в стране процветает система коррупционных рент и права на использования недр дают преимущественно "нужным" людям. Да и благосостояние большей части украинцев не дотягивает даже до уровня Восточной Европы, и вряд ли эта ситуация изменится в ближайшее время. Это все правда.
Но радует уже сам факт, что нынешние власти в предвыборный период патерналистской риторике (хотя она им тоже не чужда) или социальному популизму предпочитают апеллировать к наиболее активной и мобильной части электората. При этом не просто обещают, но делают хоть что-то. Это демонстрирует внутренние изменения, которые произошли в стране за последние несколько лет.
Возможно, в следующем году нас ждет откат назад. Но это временно. Самые активные украинцы мечтают о новой прогрессивной стране. В этом стремлении их поддерживают западные партнеры — от программ студенческих обменов до льготных кредитов для предпринимателей.
Пока это лишь капля в море. Но властям рано или поздно придется привыкнуть считаться с нашим выбором. И тогда мы увидим совсем другую страну.