Разделы
Материалы

Мнение: государство-банкрот живет не по средствам

Когда возникает угроза банкротства и нет перспектив получить дополнительные доходы, приходится урезать расходы и продавать активы. Украинское государство делает вид, что об этом не знает

Представьте себе, что вы стоите на пороге банкротства. Это значит, вам не хватает денег на оплату текущих счетов. А именно: на молоко и хлеб, коммунальные платежи, детский сад для ребенка и на другие простые и привычные вещи. И, разумеется, вы даже подумать не можете о более дорогих покупках – новом телевизоре, костюме или турпутевке.

Люди, считавшиеся друзьями, уже уклоняются от встреч с вами, ибо постоянно ждут, что вы по-просите в долг. А не друзья критикуют вас за неумение "жить по средствам" или же просто смеются над вами. Как трудно в такой ситуации оставаться "бедным, но гордым"!

Как вы дошли до такой жизни? Может быть, вас уволили с работы, и платежи по кредиту за квартиру или машину стали неподъемными. Или у вашего небольшого бизнеса вдруг резко упали продажи, поскольку у людей сократились доходы, – и вот уже не хватает денег на аренду и зарплату. Однако вы еще не банкрот. Нужно что-то делать, чтобы выкрутиться. Но возможности увеличить доходы у вас нет. Вывод очевиден: необходимо либо жестко сокращать расходы (прощайте, походы в ресторан каждую неделю), либо что-то продать (машину, дачу, мебель).

И сокращать расходы, и продавать активы – это резать по-живому, что очень болезненно для человека и его семьи. В конечном счете все сводится к расстановке приоритетов: то, что менее важно, режем в первую очередь. Это зависит от человека – кому-то важнее читать книги, кому-то курить сигареты.

Теперь обратимся к нашей державе. Она банкрот, так как пользуется заемными деньгами МВФ на текущие нужды – доходов госбюджета на это не хватает. К тому же задерживает зарплаты учителям и пенсии. Медицина финансируется на таком уровне, что без частной страховки болеть просто страшно. За газ не платим, НДС не возвращается.

Но банкрот – это не тогда, когда нет денег сегодня. Это когда нет уверенности, что завтра они появятся.

Как найти дополнительные средства? Продать свои облигации государство не в состоянии – проценты по ним предложат грабительские или же вообще не будет спроса. Напечатать деньги в большом объеме (как это делают сейчас на Западе) – не может, поскольку сразу же катастрофически упадет курс гривны. Брать еще больше налогов? Олигархи и бизнесмены при власти их не платили и не будут платить сейчас. А средний и малый бизнес еле-еле сводит концы с концами, поэтому их владельцы либо разорятся, либо уйдут в тень.

И что же делает наш банкрот? Может, продает госпредприятия, ведь некоторые из них даже в кризис стоят хороших денег? Или здания министерств на Крещатике и рядом. Их очень выгодно можно было бы продать крупным международным сетям отелей. Может, в конце концов, парламент принимает закон и начинает продавать землю? Нет, о таком никто пока не слышал.

Вот и приоритеты: завод и совхоз продать нельзя, а лечить без лекарств – можно.

Зато наш банкрот может найти деньги на разные дорогие мероприятия. И это в то время, когда денег не хватает на зарплаты учителям и лекарства пенсионерам. И тут, кстати, приоритеты власти совпадают с народными – похоже, избиратели тоже считают, что Евро важнее медицины и образования! Если сравнить бюджеты на Евро (12 млрд. грн.) и всего государственного здравоохранения (примерно 4 млрд. грн. – Закон "О госбюджете-2009"), то выходит, что многие избиратели рискуют просто не дожить до финального матча.

И еще вопрос: зачем стране-банкроту тратить столько денег на армию? Да, для нормального государства армия – это символ. Но ведь она требует около 8 млрд. грн. в год. По карману ли дорогие символы государству-банкроту?

Все перечисленные меры лежат на поверхности. А сколько еще способов уменьшить нагрузку на бюджет мог бы предложить первый профессиональный и некоррумпированный министр финансов, который у нас появится! Который бы понимал, что такое "жить по средствам", как это понимаем мы в своей обычной жизни.

Пока что все меры ограничиваются только небольшими сокращениями госаппарата.

С точки зрения сэкономленных денег – сущие копейки. Но если учитывать тот вред, который эти люди наносили экономике страны просто из-за своей некомпетентности, тогда выгода очевидна.

Экономику Украины можно назвать тонущим кораблем.

И если умные люди так отчаянно борются за право стоять у штурвала судна, идущего на дно, значит, они прекрасно понимают, что в каютах еще осталось много красивых и дорогих вещей.

И думают, что успеют спастись на шлюпках. Первое – правда, а вот второе может оказаться иллюзией.

Петр Чернышов

pch@fastmail.fm