Разделы
Материалы

Мнение. Дефолт: Аргентинская правда

Международное агентство Fitch понизило рейтинг Украины, и в стране снова заговорили о возможном дефолте

Происходящее вокруг гривны, международных рейтингов и внешнего долга отчетливо напоминает ситуацию, которая 8 лет назад имела место в Аргентине. Тогда эта южноамериканская страна пережила обвал национальной валюты, замораживание всех банковских вкладов и отказалась своевременно обслуживать внешний долг, то есть объявила дефолт. Следствием экономических неурядиц стали шумные гражданские беспорядки и политический кризис.

И если год назад я довольно смело прогнозировал, что в ближайшие месяцы нам кризиса, подобного аргентинскому, не видать, то сейчас Украина очень близко подошла к началу именно такого сценария.

Вот об этом, если говорить простым языком, нас всех и предупредило международное рейтинговое агентство Fitch. Суть исследования сводится к очень понятным вещам: агентство выступает в роли охранника, стоящего на страже денег, принадлежащих кредиторам. И если вдруг у должника начинаются проблемы, то дававшие в долг должны получить предупреждение немедленно.

Пока Fitch сохранил краткосрочный рейтинг дефолта Украины на прежнем уровне, но долгосрочный понизил, причем до уровня "В-" (уязвимый, с пониженной надежностью), граничащего с совсем неблагополучной буквой С (ненадежный). И прогноз по всем рейтингам выдан негативный. Все вместе это означает, что международные эксперты пока видят готовность Украины платить по внешним долгам в самое ближайшее время, но не очень верят в такую готовность в более отдаленной перспективе. И ситуация, по мнению Fitch, будет ухудшаться.

Уже сейчас внешний долг Украины перевалил за 65% ВВП, тогда как критическим для такой страны, как наша, считается уровень в 60%. Все перечисленное в точности совпадает с началом аргентинского сценария. Долгое время Аргентина хватала внешние займы у всех, кто их давал, наращивала государственные расходы, 11 лет держала фиксированный курс местной валюты песо. Закончилось все весьма печально. В первой половине 2001 года начались манифестации – люди требовали от правительства активной борьбы с безработицей и предоставления социальной помощи. Протесты были не всегда мирные и выливались в блокирование автодорог и уличные беспорядки. Протестовал и бизнес, требовавший от правительства компенсации высоких процентов по банковским кредитам. Правительство нарушило договоренности с МВФ, в результате чего обострился кризис власти и развалился правящий политический блок. Началась кадровая лихорадка в кабинете министров, были остановлены на время плановые платежи иностранным кредиторам. Рейтинговые агентства опустили показатели Аргентины до такого уровня, что возникли опасения полного прекращения выполнения страной ее долговых обязательств.

Это и был самый настоящий дефолт.

Что бы кто ни говорил, но перед Украиной есть два пути. Первый – если правительство начнет вести ответственную политику, прекратит брать задорого кредиты за рубежом и перестанет транжирить валютные резервы и печатать пустые деньги. Тогда, пусть и со скрипом, мы сохраним относительную стабильность курса гривны, со временем возобновится кредитование под гуманный процент и бизнеса, и нас самих, потребителей. Конечно, ради всего этого нынешнему правительству и будущему президенту придется отказаться от популизма. Во что верится с большим трудом.

Второй путь – дальнейшее наращивание внешнего долга и чрезвычайные меры по его обслуживанию. Насколько чрезвычайные? А настолько, насколько хватит фантазии у властей: вплоть до замораживания валютных депозитов, введения ограничений на покупку валюты гражданами и бизнесом, да мало ли чего еще.

Вот примерно о такой дилемме нас и предупредил Fitch, даже если в его сообщении всех этих слов вы и не найдете.

Александр Крамаренко, главный редактор журнала для частных инвесторов и потребителей "Деньги.ua"