Мнение: Государству пора прощаться с посредниками
Кризис заставил искать возможности сбыта даже тех, кто никогда не занимался продажами самостоятельно. Это может привести к исчезновению целого класса бизнес-паразитов в лице посредников
Многие украинцы посещают по выходным продуктовые рынки. Свежие творог, молоко и ряженка, да еще и купленные у добродушной молочницы, радуют куда больше магазинной продукции. По сути, такой вид товарно-денежных отношений исключает посредника, так как молочница продает продукты собственного изготовления. Избавляясь от цепочки посредников, перекупщиков и упаковщиков, она извлекает выгоду самостоятельно. И при этом не кормит целую толпу людей, не имеющих к ее корове никакого отношения. Особенно это чувствуется в момент, когда платежеспособных покупателей на рынке не так уж и много.
Вот и многие украинские производства потребительских товаров в период кризиса ощутили на себе всю "прелесть" посредников. В период высокого спроса производителям оставалось лишь наращивать выпуск продукции, удовлетворяя заказы от лица сбытовых структур. Практически при каждом производстве кормились фирмы и фирмочки, "помогающие" со сбытом продукции в регионах, торговых сетях и при государственных закупках. Некоторые из них так разрастались, что начинали диктовать предприятиям условия, и не только по цене, но и по номенклатуре продукции, порядку оплаты и прочему. Одним из способов избавления от диктата посредников является создание собственного торгового дома.
Конечно, не стоит путать посредников-спекулянтов с системными дилерами. Дилер берет на себя обязательства по сбыту объемов продукции в собственных торговых точках, вкладывает свои деньги в товар и часто является партнером производителя. У посредника-спекулянта же роль проста: приклеить к цене свою маржу и поделить ее с покупателем, ничего при этом не вкладывая.
Особенно заметны посредники в тендерах на закупки различных товаров и услуг госорганами и коммунальными предприятиями. Там роль покупателя выполняют чиновники. Выиграть же тендер для производителя необходимой государству продукции сложнее, чем в космос полететь. Способов помешать – масса. Наиболее частый – отказ в приеме тендерной заявки из-за отсутствия ответственного чиновника на рабочем месте. Или заниженная цена предложения "своего" посредника с последующей подменой товара. Заявлено одно, а поставляется другое. Применяется также многократная отмена торгов по причине "отсутствия бюджетных средств". Средств нет до момента, пока не выиграет нужный посредник. Или пока не начались точечные закупки безо всяких тендеров. И, наконец, проведение торгов по смешанным лотам. Производитель, естественно, не может обеспечить только своей продукцией выполнения всего сборного лота и вынужден обращаться к посреднику.
А вот в соседней Белоруссии правительство летом этого года исключило посредников из процесса реализации на территории республики отечественных и импортных товаров. Теперь юрлица и госорганы должны покупать напрямую у производителей или их официальных торговых представителей. Причем приоритетно белорусскую продукцию.
В Украине тоже есть закон, согласно которому с 1 января 2009-го до 1 января 2011 года закупки товаров и услуг за счет госбюджета осуществляются у украинских производителей, кроме товаров, аналогов которых в Украине не производится. Но чиновники по-прежнему платят за импортную продукцию, отказывая нашим предприятиям на разных основаниях. И тем самым стимулируют армию посредников – цитирую одного такого чиновника – "помогающих производителям правильно участвовать в тендерах".
Прозрачный и цивилизованный рынок снижает уровень коррупции. И делает таких помощников-паразитов лишним звеном. Выигрывают от этого все, так как продукция для покупателя, и для государства в том числе, будет стоить дешевле. Особенно когда она производится в Украине.
Вадим Татусь, председатель наблюдательного совета ЗАО "Росава"