Разделы
Материалы

Можно ли считать дезертирами отступивших в Россию солдат

41 солдат ВСУ обвиняется в дезертирстве и предательстве. Реальная ситуация выглядит совсем по-другому 

Фото: пресс-центр АТО

В центре всеобщего внимания оказалось подразделение 51-ой бригады, прикомандированное к частям 72-ой бригады для усиления и охраны огневых позиций реактивных систем залпового огня. Находясь в районе Краснодона и получив задание прорваться к погранпереходу Изварино для перекрытия границы, наши бойцы в какой-то момент оказались на территории России…

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно учесть конфигурацию границы в районе Червонопартизанска - там есть выступ в сторону России, острием направленный к н.п. Гуково (РФ).

Там же, в районе шахты Червонопартизанская, были оборудованы позиции прикрытия 51-ой бригады. И сами позиции, и шахта, и терриконы находятся в зоне прямой видимости с российской территории. Чтобы сберечь технику и людей, командование 72-ой бригады приняло решение отвести части от линии границы вглубь украинской территории в направлении Свердловска, оставив в качестве заслона прикомандированных солдат из 51-ой бригады. После обстрела 17 июля из РСЗО "Град" со стороны Гуково (РФ) позиций украинских войск, было принято решение о выводе частей 72 бригады из района Свердловска, с оставлением на участке для прикрытия границы все тех же бойцов из 51 бригады.

Итог, к сожалению, известен. После активизации сил сепаратистов в самом Свердловске и непрерывного обстрела из всех видов вооружения у наших бойцов была выведена из строя практически вся техника – из 11 машин остались 3, закончились боеприпасы, еда и вода.

Единственным способом для спасения оказался переход на территорию России. Конечно, нахождение военнослужащих на территории сопредельного государства может быть названо интернированием или пленением, но не в нашем случае.

Примеров интернирования военнослужащих в истории немало. Так, почти 100 лет назад, был интернирован на территории Германии кавалерийский корпус Г.Д. Гая, после неудачных попыток вырваться из кольца польских войск во время советско-польской войны в 1920 году. Хорошо известно о том, как сдавались и брались в плен некоторые части Красной Армии во время Великой Отечественной войны, как были пленены части Вермахта.

То есть при наличии состояния войны процесс вполне законен и юридически безупречен. Что же происходит в Украине на границе с Россией?

Режим военного положения не введен. Статус военнопленных на наших солдат распространен быть не может – мы не воюем с Россией. Интернировать наших солдат они не могли по той же причине – нет войны.

В Украине же против отступивших на территорию РФ солдат и офицеров возбуждены уголовные дела. По букве Закона, с одной стороны, все правильно – налицо оставление позиций и прекращение выполнения поставленной задачи. С другой стороны – украинские части действовали в условиях, когда силы ДНР и ЛНР получали практически непрерывную помощь от соседней страны и могли беспрепятственно обстреливать позиции 51-ой и 72-ой бригад.

В теории задача выглядела красиво – пройти вдоль границы, взять ее под контроль, отрезать коммуникации, замкнуть кольцо вокруг сил ополчения и закончить операцию.

Подобный прорыв был бы возможен, если бы соблюдался нейтралитет со стороны сопредельного государства. Вводить войска в насквозь простреливаемый коридор с двух сторон – гарантированное самоубийство.

В частных беседах солдаты и офицеры говорят о практически тотальном "сливе" информации о любом перемещении украинских войск и о том, что чаще всего информацию сливают на самом верху.

Поэтому обвинения в предательстве солдат выглядят, по меньшей мере, странно. Право на них имеют лишь те, кто несколько суток просидит под огнем в одном окопе с телами погибших товарищей, зная, что о тебе забыли или тобой пожертвовали, или побоялись доложить начальству о том, что в котле остались наши части.