Разделы
Материалы

Проще некуда. Как затягивается реформа по децентрализации власти

Власть снова взялась за масштабное обсуждение реформы по децентрализации, на неопределенный срок оттягивая ее претворение в жизнь 

Фото: УНИАН

Еще во времена Кучмы министр финансов Митюков отмечал необходимость передачи местным бюджетам 13 разновидностей налогов. О децентрализации говорили и во времена президентства Ющенко и премьерства Тимошенко.

Но за все годы независимости модели эффективного управления государством так и не было создано. Мы только планируем реформы - как местного самоуправления, так административно-территориальные. Словосочетания типа "делегирование полномочий на места" выхолощено до полной потери смысла. Игра в слова продолжается.

По определению вице-премьера Украины Владимира Гройсмана, децентрализация - "это когда люди выбирают свою власть". У этой власти есть полномочия и средства, для того чтобы адекватно реагировать на запросы общества. Если общество хочет больше, оно понимает, что надо больше работать, больше включаться в процесс. Мы должны это принять в декабре, другого варианта просто нет".

В этом месте сразу вспоминается анекдот про зайцев, которые пожаловались мудрой сове на волков, которые их преследуют. Сова посоветовала зайцам нарастить иглы и стать ежами. "Но как? - Спросили зайцы. - Это невозможно ". "Я не тактик, я - стратег", - ответила сова. Вице-премьер Гройсман - также стратег. Он обещает ликвидировать госадминистрации и ввести институт префектов. Но не объясняет, как это может быть "в декабре".

Сама по себе мысль о ликвидации администраций является хорошей и прогрессивной. Но аплодируем молча: отмена этого института требует изменений в Конституцию. Статья 118-я Основного закона как раз и определяет принципы деятельности администраций. А изменения в Конституцию принимаются, как мы знаем, конституционным большинством (не факт, что оно будет у Порошенко), и принимаются на двух сессиях Верховной Рады.

Поэтому, если понимать под децентрализацией перестройку всей управленческой модели с ликвидацией таких органов исполнительной власти, как государственные администрации, и с введением вместо них должностей префектов с исключительно надзорными функциями, то о "декабре месяце" можно забыть сразу. Это - утопия. Или сознательный обман избирателей. Или и то, и другое сразу.

Также не факт, что и следующие местные выборы, намеченные на октябрь 2015, пройдут в условиях, когда выборные органы получат дополнительные рычаги власти. По времени Рада, возможно, и успевает - у нее будут две сессии, чтобы принять изменения в Конституции. Однако открытым остается вопрос большинства. Широкая коалиция, состоящая из всех фракций Рады, кроме Оппозиционного блока, пока есть только в проекте.

Но можно ли провести определенную децентрализацию уже сейчас, не меняя конституционные основы? Можно. И надо для этого немного.

И власть, Донбасса, и власть Львова имеет одинаковые и вполне достаточные возможности для осуществления полномочий. Единственное, чего не хватает регионам, так это большей свободы маневра для того, чтобы распоряжаться заработанными деньгами.

Сейчас среднестатистический городской голова не имеет средств ни на что, кроме, разве что, выдачи зарплат бюджетникам и дотирования коммунальных услуг. Но при этом он должен ломать голову над тем, как профинансировать, например, программу по здравоохранению, выполнять которую его обязало государство.

Решить проблему просто - необходимо всего лишь внести изменения в Бюджетный кодекс и убрать контроль Госказначейства над местными бюджетами. Такие изменения можно утвердить даже в декабре, как предлагает Гройсман. Или же в январе-феврале. Но ни при каких обстоятельствах не стоит устраивать долгоиграющие обсуждения вполне очевидных вещей. Новой власти пора сделать выбор между пиаром и реальной пользой.