Вся власть Советам. Почему нерешительность Порошенко может дорого обойтись Украине

Порошенко не готов принимать жесткие решения в отношении оккупированных территорий. Но постоянный поиск компромиссов может загнать Украину в угол, где выбирать придется между федерацией или конфедерацией 

Петр Порошенко / Фото: Getty Images
Петр Порошенко / Фото: Getty Images

"Особым статусом" Донбасса украинский президент пытался найти компромисс, как и привык действовать в бизнесе. А вышло "ни вашим, ни нашим". Недовольны все: сторонники мира, сторонники войны, зарубежные партнеры, террористы и Кремль.

Время показало, что Порошенко нашел далеко не лучшую комбинацию в ответ на давление западных партнеров с требованием "деэскалации". Но ошибки он не признает. И с точки зрения политтехнологий это правильно – если Порошенко планирует остаться на второй срок и не стать политическим изгнанником, как четвертый президент.

Точно так же правильно, что президент не признает "особый статус" откровенным обманом, зато разнообразные версии на тему "особого статуса как спецоперации по дезориентации противника" озвучивают люди из его лагеря.

Это все верно и правильно, если не учитывать, что у нас война. Государство на грани уничтожения, и это уже не метафора.

Судя по всему, правы те, кто говорит о принципиальной неготовности Порошенко принимать "жесткие и окончательные" решения в отношении чего бы то ни было. Это касается поставок электричества и воды в Крым, электричества и газа – на оккупированные территории, финансирования оккупированных районов, оформления социальных выплат сепаратистам, заехавшим в соцстрах в перерыве между обстрелами наших военных и расстрелами наших гражданских.

Это же касается беспрепятственной работы российских предприятий на нашей территории, вообще торговли с агрессором, обслуживания российской оборонки нашими заводами. И точно так же это относится к переводу всей отечественной промышленности на оборонные рельсы.

Президент банально "не готов" принимать прямые и однозначные решения, которые без разночтений обозначат ситуацию в стране и направление выхода из кризиса, четко определят РФ как агрессора и врага. Порошенко не готов к этому – и, судя по всему, и не будет готов. "Это не его стиль". Это вошло бы в жесткий конфликт с его мировоззрением, а не только с бизнесовым опытом.

Вряд ли Порошенко найдет нынешнюю ситуацию (даже при условии реализации ожидаемого очередного наступления российских войск) достаточной причиной, чтобы ломать себя, свою жизненную философию через колено.

Поэтому нас ждут дальнейшие переформатирования статуса захваченных территорий Донбасса. Не вышло с "особым статусом"? Попробуют "специальный режим", еще что-нибудь, что никому не даст ничего, на зато и не загонит президента в узкий коридор окончательных решений.

Такие ни к чему не обязывающие никого "недорешения" создают весьма выгодный "бюджетный и ресурсный люфт". "Куда делись миллионы кубометров газа, мегаватты энергии, миллиарды бюджетных денег?.." И всегда можно будет ответить "В ДНР и ЛНР ушли – мы же не можем вот так взять и отказаться от людей!".

Так что можно, конечно же, надеяться на лучшее – что существует какая-то "непубличная часть" решений, согласно которым у нас действительно будет введено фактически военное положение в областях, граничащих с оккупированными территориями. Что уже начали предпринимать все необходимые действия для противостояния ожидаемым жестким массированным атакам войск российского агрессора – и это не станет, как обычно до сих пор, неприятной неожиданностью для власти. Что, в конце концов, запланирован на ближайшие дни "серьезный разговор" с местной властью того же Харькова.

Но небольшой, однако весьма показательный и дорогой опыт нынешнего президентства советует готовиться к худшему. Вплоть до возвращения идеи федерации или конфедерации. Серьезно опасаюсь, что в традиционном новогоднем обращении президент призовет нас "с пониманием отнестись к формированию" какого-нибудь нового, особо "компромиссного" государственного образования – например, Союза республик Украины, ДНР и ЛНР.