Почему жители Донбасса пошли на псевдовыборы, и можно ли их презирать за это

Когда-то украинские крестьяне тоже яростно сопротивлялись коллективизации. Но после шокотерапии Голодомором они стали петь здравицы Сталину и почитать колхозное рабство за счастье

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

В воскресенье на оккупированных территориях Донбасса состялись "выборы". Понятное дело, главарями бандформирований остались все те же: в "ЛНР" – Плотницкий, в "ДНР" – Захарченко. Иначе быть не могло. Там, где неугодным вспарывают животы, реального политического процесса быть не может. В "Новороссии" власть рождает винтовка, а не симпатии избирателей. Тем не менее, лидеры боевиков решили избавиться от имиджа вооруженных мятежников и придать себе легитимности, разыграв спектакль на электоральную тему. Как говорят в Донбассе, хороший понт дороже денег.

Но получилось не очень-то убедительно. Даже в Москве о "выборах" в Новороссии высказались с осторожностью. Мол, свершившийся факт признаем, волеизъявление уважаем. Но США и ЕС пригрозили новыми санкциями. Поэтому, согласно формулировке МИД РФ, "власти" находятся в Киеве, а в "Новороссии" – так, "представители Донбасса". Более никто сепаратистов не поддержал. Даже "международных наблюдателей" еле по сусекам наскребли. Европейские фашистики, неосталинисты и прочие карманные "йоббики" Путина – вот и весь новороссийский интернационал.

Проведя бессмысленные "выборы", сепаратисты добились двух вещей. Нарушив минские соглашения, они дали Петру Порошенко повод отменить скандальный закон об "особом статусе" Донбасса. "Мы продемонстрировали жителям Донецкой и Луганской областей и внешнему миру искреннее стремление Киева к политическому урегулированию. Такую возможность боевики отвергли" - заявил Президент в понедельник. А у правительства появился повод прекратить поставки газа на оккупированные территории.

А еще сепаратисты обострили антидонбасские настроения в украинском обществе. Жителей Донбасса огульно обвиняют в симпатиях к террористам еще со времен майского "референдума". Дескать, вы за "республики" голосовали, чего теперь жалуетесь? Спустя полгода сепаратисты подлили масла в огонь. Как ни крути, 2 ноября на импровизированные избирательные участки пришли отнюдь не единицы. Заявлениям сепаратистских ЦИКов о колоссальной явке вряд ли поверят. Но отрицать факт массового участия наших сограждан в этом фарсе тоже не получается. Неужели украинцы на оккупированных территориях действительно встали на сторону сепаратистов?

Вопрос одновременно и сложный, и простой. Во-первых, явку на "выборах" обеспечивали массовым подкупом – раздачей "социальных карт". По замыслу "правительства ЛНР", предъявители этой карты смогут получить бесплатное обслуживание в больнице, скидки в некоторых магазинах и льготы на проезд в электротранспорте. Также по карте обещали выдавать пенсии. И хотя в обесточенном Луганске трамваи и троллейбусы давно не ходят, пенсии и льготы обнищавшим жителям "республик" не помешают.

Другим важным мотивом был страх. Нам, подданным "киевской хунты", трудно представить, что творится на территориях "свободной" Новороссии. Мы можем невозбранно костерить власть и демонстративно плевать на ее инициативы. А в "Новороссии" даже за оппозиционную болтовню можно попасть "на подвал" по доносу коллеги или соседа. Наверное, так же чувствовали себя граждане СССР году эдак в 1937-м – высиживать скучные партсобрания и ходить на изнурительные маевки мало кто хотел, но показаться Большому Брату неблагонадежным хотелось еще меньше. Поэтому и жители "республик" предпочли не рисковать.

И, наконец, третий мотив – желание выжить. Когда нет шансов победить, человек приспосабливается к довлеющим обстоятельствам. Да, это стыдно, но часто исторически неизбежно. Когда-то украинские крестьяне яростно сопротивлялись коллективизации. Но после шокотерапии Голодомором они стали петь здравицы Сталину и почитать колхозное рабство за счастье. Чуть позже Сталин сломил и галичан. Несмотря на сопротивление УПА, большинство жителей Галичины стали обычными советскими гражданами. Как и все, они вступали в партию и комсомол, ходили на маевки и изучали основы марксизма-ленинизма.

В таком же положении оказались сейчас жители оккупированного Донбасса. После сепаратистского мятежа часть из них эмигрировала, часть – ушла в добровольческие батальоны. А остальные просто пытаются выжить в новых условиях. После кошмара войны, который пришлось пережить луганчанам и дончанам за последние полгода, они рады любому исходу событий, лишь бы снова не просыпаться от обстрелов и не пить воду из луж. И вряд ли у нас есть моральное право их презирать, ведь помощи им сейчас ждать неоткуда.