Почему жители Донбасса пошли на псевдовыборы, и можно ли их презирать за это

Когда-то украинские крестьяне тоже яростно сопротивлялись коллективизации. Но после шокотерапии Голодомором они стали петь здравицы Сталину и почитать колхозное рабство за счастье

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

В воскресенье на оккупированных территориях Донбасса состялись "выборы". Понятное дело, главарями бандформирований остались все те же: в "ЛНР" – Плотницкий, в "ДНР" – Захарченко. Иначе быть не могло. Там, где неугодным вспарывают животы, реального политического процесса быть не может. В "Новороссии" власть рождает винтовка, а не симпатии избирателей. Тем не менее, лидеры боевиков решили избавиться от имиджа вооруженных мятежников и придать себе легитимности, разыграв спектакль на электоральную тему. Как говорят в Донбассе, хороший понт дороже денег.

Но получилось не очень-то убедительно. Даже в Москве о "выборах" в Новороссии высказались с осторожностью. Мол, свершившийся факт признаем, волеизъявление уважаем. Но США и ЕС пригрозили новыми санкциями. Поэтому, согласно формулировке МИД РФ, "власти" находятся в Киеве, а в "Новороссии" – так, "представители Донбасса". Более никто сепаратистов не поддержал. Даже "международных наблюдателей" еле по сусекам наскребли. Европейские фашистики, неосталинисты и прочие карманные "йоббики" Путина – вот и весь новороссийский интернационал.

Відео дня

Проведя бессмысленные "выборы", сепаратисты добились двух вещей. Нарушив минские соглашения, они дали Петру Порошенко повод отменить скандальный закон об "особом статусе" Донбасса. "Мы продемонстрировали жителям Донецкой и Луганской областей и внешнему миру искреннее стремление Киева к политическому урегулированию. Такую возможность боевики отвергли" - заявил Президент в понедельник. А у правительства появился повод прекратить поставки газа на оккупированные территории.

А еще сепаратисты обострили антидонбасские настроения в украинском обществе. Жителей Донбасса огульно обвиняют в симпатиях к террористам еще со времен майского "референдума". Дескать, вы за "республики" голосовали, чего теперь жалуетесь? Спустя полгода сепаратисты подлили масла в огонь. Как ни крути, 2 ноября на импровизированные избирательные участки пришли отнюдь не единицы. Заявлениям сепаратистских ЦИКов о колоссальной явке вряд ли поверят. Но отрицать факт массового участия наших сограждан в этом фарсе тоже не получается. Неужели украинцы на оккупированных территориях действительно встали на сторону сепаратистов?

Вопрос одновременно и сложный, и простой. Во-первых, явку на "выборах" обеспечивали массовым подкупом – раздачей "социальных карт". По замыслу "правительства ЛНР", предъявители этой карты смогут получить бесплатное обслуживание в больнице, скидки в некоторых магазинах и льготы на проезд в электротранспорте. Также по карте обещали выдавать пенсии. И хотя в обесточенном Луганске трамваи и троллейбусы давно не ходят, пенсии и льготы обнищавшим жителям "республик" не помешают.

Другим важным мотивом был страх. Нам, подданным "киевской хунты", трудно представить, что творится на территориях "свободной" Новороссии. Мы можем невозбранно костерить власть и демонстративно плевать на ее инициативы. А в "Новороссии" даже за оппозиционную болтовню можно попасть "на подвал" по доносу коллеги или соседа. Наверное, так же чувствовали себя граждане СССР году эдак в 1937-м – высиживать скучные партсобрания и ходить на изнурительные маевки мало кто хотел, но показаться Большому Брату неблагонадежным хотелось еще меньше. Поэтому и жители "республик" предпочли не рисковать.

И, наконец, третий мотив – желание выжить. Когда нет шансов победить, человек приспосабливается к довлеющим обстоятельствам. Да, это стыдно, но часто исторически неизбежно. Когда-то украинские крестьяне яростно сопротивлялись коллективизации. Но после шокотерапии Голодомором они стали петь здравицы Сталину и почитать колхозное рабство за счастье. Чуть позже Сталин сломил и галичан. Несмотря на сопротивление УПА, большинство жителей Галичины стали обычными советскими гражданами. Как и все, они вступали в партию и комсомол, ходили на маевки и изучали основы марксизма-ленинизма.

В таком же положении оказались сейчас жители оккупированного Донбасса. После сепаратистского мятежа часть из них эмигрировала, часть – ушла в добровольческие батальоны. А остальные просто пытаются выжить в новых условиях. После кошмара войны, который пришлось пережить луганчанам и дончанам за последние полгода, они рады любому исходу событий, лишь бы снова не просыпаться от обстрелов и не пить воду из луж. И вряд ли у нас есть моральное право их презирать, ведь помощи им сейчас ждать неоткуда.