Отказ от единоличного обладания вещью в пользу совместного поможет не только разгрузить собственное пространство, но и спасти планету от гибели под грудой хлама
В мире ежеминутно продается 925 новеньких айфонов последнего поколения. Каждые 60 секунд в одном только Китае 24 автомобиля находят себе владельцев. Продажи достижений науки и техники растут как на дрожжах. Люди стремятся обладать вещами, а маркетологи и рекламисты систематично подливают масла в огонь покупательской страсти. О том, чем может закончиться неуемный покупательский аппетит, расскажет любой шопоголик, который рано или поздно обнаруживает, что в его доме некуда пристроить очередную покупку из-за нагромождения "необходимых предметов".
А если представить, что это не дом, а целый мир? Согласно прогнозам, к середине этого столетия население Земли достигнет 9,5 млрд человек. С такими показателями численности человечеству необходимо научиться использовать вещи более рационально. И многие понимают это уже сейчас. Так появилась идея совместного потребления. Подобная модель пользования товарами и услугами описана Рэйчел Ботсмен и Ру Роджерсом в книге What"s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption — "Что из моего ваше: расцвет совместного потребления". По версии журнала TIME это одна из десяти идей, которые в будущем изменят мир.
Главный принцип совместного потребления: отказ от формулы "один продукт – один человек". Товарами и услугами пользуются сообща
Главный принцип совместного потребления: отказ от формулы "один продукт — один человек". Товарами и услугами пользуются сообща. Никто не покупает то, что можно выменять у соседа или арендовать на время. Фактически человек платит не за сам продукт, а за пользование им. Мотивация у всех разная: кто-то хочет сэкономить, а кто-то заботится о том, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на окружающую среду, стимулируя производство новых и новых товаров. Очевидно, что от личного мобильного телефона или ноутбука отказаться вряд ли получится. Но вот автомобиль или велосипед в повседневной жизни нужны от случая к случаю, поэтому средство передвижения вполне можно и арендовать.
По статистике, в среднем автомобиль простаивает без дела 92% времени. Неудивительно, что, например, в США, где транспортных средств в одной семье зачастую сразу несколько, стал популярен сервис Getaround. Владелец автомобиля с помощью этого сайта может сдать его в аренду на любое время. Чтобы запустить механизм совместного потребления машиной, необходим лишь смартфон.
По сути, совместное потребление — это апгрейд старой традиции обмениваться вещами, новое дыхание которой открылось благодаря интернету и социальным сетям. Обмен и пользование сообща всем чем угодно — от вещей до знаний и путешествий —
возможны не только с соседями или знакомыми, но и со всеми заинтересовавшими вас людьми, несмотря на то, в какой точке мира они находятся.
Популярность сервисов совместного потребления растет. И социальные сети этот рост только стимулируют. Пользователи зарабатывают себе так называемый репутационный капитал, который лежит в основе совместного использования того или иного продукта. А если речь идет, к примеру, о путешествии, то фактор доверия — ключевой. Организовать тур сообща можно с помощью сайта Couchsurfing. Это крупнейшая так называемая гостевая сеть, пользователи которой предоставляют друг другу любую помощь и бесплатный ночлег во время путешествий. На Couchsurfing уже зарегистрировано более 3 млн пользователей из 246 стран.
Появление сервисов совместного потребления связано и с проблемами в мировой экономике. Ярким антикризисным примером может служить платформа NeighborGoods. Здесь пользователи, сберегая личные деньги и ресурсы, делят собственные вещи с друзьями и соседями. Еще один интересный сервис — Chegg. На этом сайте студенты из США могут взять напрокат учебники и тем самым сэкономить на покупке книг.
Сервисы совместного потребления зарабатывают на том, что берут определенный процент от сделки (например, по аренде, прокату). Создатели подобных онлайн-площадок выступают в качестве посредников. Те же, кто предлагает свои услуги, получают требуемую плату.
В Украине этот сегмент интернет-рынка пока не очень развит. Но, надеюсь, что тренд совместного потребления приживется и здесь. Хотя для начала нам с вами необходимо избавиться от стереотипа, что обладание вещью, жильем или транспортным средством добавляет значимости, весомости, важности, а сам факт покупки — это способ психологической разгрузки от повседневных забот, связанных с зарабатыванием денег или их отсутствием. Любую вещь всегда можно взять напрокат.
Виктория Тигипко, директор фонда TA Venture, организатор конференции IDCEE