Разделы
Материалы

"15-минутный город". Как Киеву решить свои проблемы и стать комфортным для жизни

Киеву нужна своя актуальная стратегия, которая станет ориентиром для правильной урбанизации.

Пандемия COVID-19 привлекла внимание к комфортности пребывания как в помещении, так и в городе. Она стала катализатором к трансформациям — от роста спроса на экологическое и просторное жилье до изменений в системе планирования городов.

И хотя в Киеве последнее сейчас не так заметно, проблемы чрезмерной застройки, недостатка инфраструктуры и общественных пространств, перегруженности дорог, в конце концов, придется решать. Каким образом этот процесс будет происходить в стране — открытый вопрос.

Как в предпринимательстве, так и в управлении городом должна быть стратегия. Если для дальнейшего развития бизнеса учитываются преимущественно интересы собственника, то городская стратегия должна коррелировать с потребностями общества и учитывать локальную специфику. От этого документа зависит благоустройство, комфортность и гармоничность среды.

С 30-х годов ХХ века Афинская хартия стала ориентиром для развития как украинских городов, так и многих мегаполисов Европы, Северной и Южной Америк. Она условно разделила районы городов на зоны — жилую (сейчас это спальные районы), центральную, промышленную и рекреационную. 

Кроме того, градостроительный манифест рассматривал города, как автомобилецентричные. Например, согласно тогдашней градостроительной политики, в Италии возводили однокилометровые жилые дома, в Греции разрушали трамвайное сообщение, чтобы способствовать автомобилистам.

Закономерно, сегодня в украинских городах принципы Хартии выразились в непропорциональности инфраструктурных объектов, уменьшении зеленых зон и общественных пространств, а также в маятниковой миграции.

Проблема эта актуальна и для Киева, учитывая интенсивность жилой застройки без должного количества объектов социальной и транспортной инфраструктуры. Например, такая ситуация отмечается в районах Осокорки и Славутич.

Сейчас в Киеве действует Стратегия развития до 2025 года. Среди ключевых приоритетов, которые в ней указаны: удобство, полицентричнисть (создание новых центров городской активности) и постоянство. Однако, документ охватывает не все актуальные вопросы.

 Именно на стратегии должен основываться генеральный план. В частности, последний Генплан-2020 Киева, который был принят в 2002 году, потерял свою актуальность, учитывая изменчивость времени. 

Проект следующего документа, по которому город будет развиваться до 2040 года, был представлен в декабре 2019-го. По словам мэра Киева, его официальные презентации должны пройти уже в мае.

В Генплане уточняют схему и продолжительность, по которой город будет развиваться в соответствии с выбранной стратегией. В частности, открытый вопрос — насколько будут реализованы цели устойчивости в новом документе. 

Так, например, в представленном проекте шла речь об увеличении количества дорог/развязок в городе. Как показывает опыт, это, в конечном итоге, приводит к нагрузке на автодороги.

Ориентировочно через 70 лет после первой — была принята Новая Афинская хартия. В документе говорится о концепции взаимосвязанных городов. В ее основе — усиление экономических, политических, социальных связей между населенными пунктами. Новая концепция не получила широкого отклика в современном мире.

 Другие распространенные векторы, которые сегодня актуальны при планировании и развитии территорий — модель компактного города и идея нового урбанизма. Они возникли в противовес тенденции к расширению городов и имеют в своей основе человекоцентричность. 

Проекты, которые сегодня реализованы согласно этим концепциям, на первый план выдвигают комфорт жителей и удобство их передвижения. Этому служат — высокая плотность застройки, синергия различных типов недвижимости, доступ к экологическому общественному транспорту и публичным пространствам. 

Поскольку, по замыслу, все необходимые инфраструктурные объекты находятся в пределах 1 км (по времени — в 15 минутах), то количество и частота использования собственных автомобилей снижается.

Пандемия коронавируса привлекла внимание к концепции "15-минутного города". В частности, COVID-19 способствовал увеличению пространства для велосипедистов и пешеходов в Милане — муниципальные власти сократили 35 км автодорог города в их пользу.

Обе модели благоприятны для окружающей среды, ведь построены на принципах рационального использования природных ресурсов и вторичной переработки. Это делает города устойчивыми к последствиям изменения климата.

Именно комплексный девелопмент территории, в отличие от точечной застройки, все чаще выбирают в развитии городов. В общем, проекты, реализованные под влиянием нового урбанизма, с 1980-х годов можно наблюдать в США, Канаде, странах Европы и других местах.

В частности, из последних примеров — Мельбурн (Австралия). Местные власти здесь реализуют долгосрочную стратегию, которая заключается в трансформации города в 20-минутные районы. Как отмечается в плане до 2050 года, в пешей доступности будет сконцентрировано разнообразную застройку (с вариацией цен), всю необходимую инфраструктуру, развитую сеть общественного транспорта и зоны отдыха.

Имплементация в столичные районы многофункциональных проектов со всей необходимой инфраструктурой и публичными пространствами вблизи сделает Киев полицентричным. Это уменьшит ежедневную миграцию с левого на правый берег, разгрузив транспортные пути. А также минимизирует последующее появление типичных для постсоветских городов спальных районов.

Полноценные проекты, которые соответствуют принципам нового урбанизма, в масштабе Киева нуждаются ощутимого финансирования, политической воли и отлаженного диалога между всеми заинтересованными участниками рынка. На сегодня в Киеве и городах-спутниках есть несколько девелоперских компаний, которые подходят к освоению территорий комплексно.

Города, как центры экономического развития, уже давно стали главными потребителями природных ресурсов мира (по данным Международной группы по ресурсам, еще в начале 2010-х этот показатель составил более 75%).

Повышение энергоэффективности зданий и внедрение инновационных подходов в инженерную инфраструктуру способствует сбережению ресурсов, экологичности и экономической стабильности.

В некоторых городах, реализующих принципы нового урбанизма, делается акцент на развитой сети "зеленого" общественного транспорта, часто именно на трамваях. Протяженность трамвайных путей может достигать более 250 км.

Сейчас Киев ориентирован на автомобилистов. В свое время в столице трамвайные пути демонтировали как пережиток прошлого. В представленном проекте Генплана речь идет о восстановлении некоторых трамвайных маршрутов.

Ни одна из концепций урбанистического планирования не является единственно правильной для всех городов. Учитываются различные показатели, например, численность населения, географические и экономические особенности, а также общественное мнение. Например, разработка идей безопасного городского развития в Амстердаме проходила с участием его жителей, которые сыграли решающую роль в создании города без автомобилей.

Киеву нужна своя актуальная стратегия, которая станет ориентиром для правильной урбанизации.

В любом случае, принципы многофункциональности, экологичности, устойчивости, которые делают как отдельные комплексы, так и город, комфортным для жизни, должны быть в основе запланированного развития. Остальное — по эффективным диалогом между властью, бизнесом и общественностью.