Нарушение комендантского часа: сработают ли штрафы, которые хотят ввести
У юриста Александра Чебаненко есть сомнения в том, сработают ли предложенные штрафы за нарушение комендантского часа. Законопроект имеет моменты, которые нужно как минимум доработать
Сработают ли предложенные штрафы за нарушение комендантского часа?
Верховная Рада Украины проголосовала в первом чтении за законопроект, в соответствии с которым, в том числе, за нарушение комендантского часа устанавливается административная ответственность в виде штрафа.
Прежде всего, необходимо сказать, что в воюющей стране ответственность за нарушение комендантского часа должна быть, и странно, что она устанавливается лишь на второй год от начала полномасштабного российского вторжения и на девятый год войны вообще.
Вопрос — в порядке введения (надеюсь, это нарушение будет устранено ко второму чтению), в коррупционных рисках (надеюсь, они тоже будут учтены ко второму чтению) и в размере штрафов.
Сейчас это — от 8 500 до 17 000 гривен для граждан и от 51 000 до 102 000 гривен — для предпринимателей.
И в этой связи, хотел бы обратить внимание вот на что.
Согласно практике Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), при рассмотрении административных дел должны учитываться так называемые "критерии Энгеля" — для определения того, не было ли в деле выдвинуто "уголовное обвинение".
(Напомню, что согласно части 1 статьи 17 Закона Украины "О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека", суды применяют при рассмотрении дел Европейскую конвенцию и практику ЕСПЧ как источник права).
Речь — о правовой квалификации правонарушения в соответствии с национальным правом, характер правонарушения и, наконец, степень строгости наказания, которое может быть применено к виновному лицу.
В этой связи, можно с большой долей вероятности указать, что к такого рода административным делам эти критерии могут быть применены.
Ведь установленные проектом штрафы будут применяться к неограниченному кругу лиц и (главное) имеют целью именно НАКАЗАНИЕ лица (ведь установленные санкции являются ощутимыми, а, например, есть составы уголовных правонарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа в размере чуть более 500 гривен).
Что это будет означать на практике?
А то, что на такого рода административные дела будут распространяться гарантии, которые предусмотрены для уголовного производства.
Среди которых: право на отвод (самоотвод) судьи, право на закрытое судебное разбирательство, право на применение концепции качества закона, специальный порядок привлечения к ответственности для отдельных категорий граждан и, наконец, презумпция невиновности, обязанность доказания для стороны обвинения, как и ряд других.
И кстати, об обстоятельствах, которые (дополнительно к установленным законом общим основаниям) исключают привлечение к ответственности именно за это правонарушение, в проекте — ни слова.
Остается надеяться, что этот недостаток тоже будет исправлен ко второму чтению.
А специально для скептиков напомню, что, например, именно благодаря применению судом критериев Энгеля в свое время Президент Украины избежал ответственности за неподачу сообщения о существенных изменениях в имущественном состоянии, как того требует Закон Украины "О предотвращении коррупции".
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.