Разделы
Материалы

Блокада границы в Польше: почему конфликт назревал еще в 2022 году

Для того, чтобы правильнее понять то, что происходит сейчас на польско-украинской границе, нужно вспомнить хронологию событий, предлагает экономист Павел Вернивский. В частности, то, как украинские зернотрейдеры стали, вопреки духу договоренностей, наполнять украинским зерном рынок ЕС.

Фото: Agencja Wyborcza.pl | Нынешнее блокирование границ возникло во многом из-за действий украинцев в 2022 году

Вижу, многие думают, что никаких договоренностей с европейцами в 2022 году не было и они просто открыли для нас свой рынок.

Поэтому давайте немного напомню хронологию событий.

До начала полномасштабного вторжения основным способом логистики для украинского экспорта был морской транспорт. Причем, если говорить о зерновых, то из общих 12 млрд долл. экспорта, в ЕС экспортировали менее 2 из-за ограниченных квот и пошлин.

После того, как Россия начала полномасштабное вторжение, то они также заблокировали все наши порты.

Именно поэтому одной из первых просьб нашего правительства к европейским партнерам было использование их портовой инфраструктуры для восстановления нашего экспорта. В первую очередь зерна, потому что оно накапливалось в больших объемах, его не было уже где хранить, и это угрожало его уничтожению.

И именно поэтому для решения этой проблемы европейцы предложили нам механизм под названием "Пути солидарности".

Поскольку сама проблема была достаточно критической, то решение принималось достаточно в несвойственной для европейцев хаотичности, без обсуждения различных нюансов.

Ну то есть, мы попросили порты — и они дали нам доступ к ним. Плюс впридачу, они также открыли полностью свой рынок.

Только опять же. Когда принималось это решение, то европейцы по умолчанию понимали, что всю львиную часть продукции мы, как и раньше, будем экспортировать за пределы ЕС. Потому что первая и основная просьба с нашей стороны была именно такая.

Проблема возникла тогда, когда наша страна в одностороннем порядке без согласования с европейцами начала наращивать экспорт зерна на европейские рынки.

Логика наших экспортеров здесь была следующая. Для чего нам экспортировать куда-то за тридевять земель, дополнительно тратя деньги на логистику по морю, если можно продавать продукцию в ЕС. Тем более, что сам процесс экспорта никто не контролирует. И так наше зерно начало не доезжать до европейских портов, а исчезать на внутреннем рынке ЕС. И проблемы бы, наверное, никто не заметил, если бы у местных фермеров не возникли проблемы со сбытом собственного зерна.

Именно так и начал формироваться конфликт, который перерос в нынешнюю ситуацию и к которому присоединились заинтересованные в этом конфликте стороны, в том числе пророссийские, которые, кстати, на фоне недовольства пропагандируют антиукраинские нарративы.

Если кто-то сомневается, что речь идет только о зерне, то Еврокомиссия выпустила пресс-релиз, что именно украинское зерно спровоцировало искривление на внутреннем рынке. И они поставили требование к нашему правительству — исправить эту ситуацию.

И кто-то здесь может сказать, что, возможно, действительно между ЕС и Украиной не было четко зафиксированных договоренностей. Однако, именно эта ситуация показывает, что с нами не работают устные договоренности и с нами нужно жестко обсуждать все условия.

Поэтому я вижу в этом большую проблему, которая в будущем может очень больно ударить по нам самим. Потому что рано или поздно, нам поставят жесткие письменные условия, которые обойти мы точно не сможем.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.

Источник