Энергосистема: состояние критическое. Почему нужно отключать бытовых потребителей, а не бизнес
Похолодание обнажило все проблемы украинской энергосистемы, поврежденной в результате боевых действий. Эксперт рынка Андриан Прокип перечисляет их и задает вопрос: не пора ли ограничить в потреблении рядовых пользователей ради бизнеса и промышленности?
О ДЕФИЦИТАХ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ ПОВЕДЕНИИ И ПРИОРИТЕТАХ ОТКЛЮЧЕНИЙ
Прошедшая неделя — с 15 по 21 апреля — оказалась в определенной степени показательной в работе энергосистемы. Она фактически обнажила проблемы, с которыми мы будем сталкиваться. Но эти проблемы были видимыми явно не для всех. Легкое похолодание показало масштаб проблемы, с которой мы столкнемся.
Ведь если проблемы не видно (то есть она непосредственно не коснулась бытового потребителя в форме "отключений"), то многие о проблеме не знают и считают, что ее нет.
- Импорт ежедневно. На прошлой неделе практически каждый час каждый день происходил импорт. С одной стороны, облачная погода обусловила существенно меньшую генерацию солнечными электростанциями, а низкие температуры воздуха — более высокие объемы потребления. Конечно, часть атомных энергоблоков сейчас в планово-предупредительных ремонтах. Но зимой спрос будет существенно выше, чем величина этих мощностей, которые сейчас в ремонте.
- Вечерний пик потребления близок к критическому. Импорт существенно отличается в течение суток. В 19 ч ежедневно мощность импорта была самой высокой и в некоторые дни превышала 1,4 ГВт. Это значение — очень близко к максимально разрешенной мощности импорта — 1,7 ГВт. В ночные часы импорт был минимальным, а в дневные внепиковые — в 3-4 раза меньше, чем в 19 часов. Среди всего прочего, это свидетельствует, что призывы ограничить потребление в пиковые часы работают недостаточно. То есть потребители либо не знают о проблеме, либо откровенно игнорируют ее, если знают. Хотя часть потребителей объективно не может сократить потребление в эти часы.
- Системному оператору приходилось ограничивать промышленных потребителей в часы пик (пока незначительные объемы, однако каждый день есть соответствующие ожидания). То есть бизнес, который платит реальную цену электроэнергии и создает добавленную стоимость. А бытовой потребитель и дальше считает, что в системе все в порядке.
Однако иллюзию беспроблемности удастся удерживать не долго. В мае, когда начнется жара, если не изменить поведения потребления, в системе будут существенные дефициты. И тогда отключений для всех не удастся избежать. И это почувствует и бизнес, и население. А все же — кто будет иметь меньше отключений или все равнозначно?
Чье бесперебойное энергоснабжение должно быть в приоритете в условиях войны? А может, стоит пересмотреть подход к приоритизации отключений в условиях военного времени — с бытовых потребителей в пользу промышленности и бизнеса? Во время войны, пожалуй, важно, чтобы бизнес работал с как можно меньшими перебоями: это и рабочие места, и создание добавленной стоимости, и работа многих предприятий непосредственно для нужд армии и фронта. Нам нужно искать пути стимулировать потребителей, в том числе и бытовых, менять поведение потребления в условиях дефицитов.
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.