Грузия уходит к России: как Западу не допустить появления у Путина еще одного союзника
Политически Грузия становится все больше похожей на Россию, предупреждает эксперт по этой стране, политолог Лора Торнтон в колонке для Politico. Западу нужно что-то предпринимать — иначе Путин получит еще одного внешнего союзника.
На прошлой неделе мы с мужем проснулись от сообщений от моего пасынка о том, как ОМОН применил к нему слезоточивый газ во время протестов в Тбилиси.
Он и многие другие выходили на улицы каждую ночь в течение двух недель, мирно выражая свое несогласие с новым законом об иностранных агентах, проталкиваемым через парламент правящей партией "Грузинская мечта" (ГМ), в то время как оппозиционные депутаты были изгнаны из парламента.
Этот закон во многом повторяет российский закон об иностранных агентах, который значительно ограничил организации гражданского общества, получающие деньги из США и Европы, назвав их "иностранными агентами", даже если их работа носит благотворительный, развивающий или образовательный характер. Помимо такого ярлыка, закон позволит правительству проводить расследования в их отношении, получать доступ к личным данным, требовать подробной отчетности и налагать ограничения, штрафы и тюремные сроки на средства массовой информации и гражданские группы, считающиеся несоблюдающими требования.
Важным моментом здесь является то, что в законе конкретно определяются страны, которые исторически были западными союзниками и друзьями Грузии, в качестве противников, при этом, в частности, не упоминается Россия — страна, физически оккупирующая четверть Грузии, проводящая ползучую оккупацию и постоянно оказывающая пагубное влияние на политику страны и людей посредством финансовых, технологических и дезинформационных операций.
Правительство Грузии ясно дало понять, что оно изменило сценарий, поменяв местами друзей и врагов. Вот почему мой пасынок и многие другие грузины, которые горячо верят, что будущее их страны зависит от ЕС и НАТО, вышли на улицы.
Это уж вторая попытка правительства Грузии принять этот закон — и на сей раз оно полно решимости довести дело до конца.
В марте прошлого года тот же закон был встречен с той же яростью, что и сегодня. Но в то время статус кандидата в ЕС висел перед правительством ГМ как заманчивый пряник. Столкнувшись с резким осуждением со стороны ЕС, США, Европейского суда по правам человека и общественности, правительство отступило. Но хотя позже в том же году Грузия была награждена кандидатурой в ЕС, было ясно — как я тогда писала — что это еще не конец.
Сразу после того, как правительство ГМ отменило закон, тогдашний председатель партии и нынешний премьер-министр Ираклий Кобахидзе заявил, что протесты были "либерально-фашистской кампанией", движимой "ЛГБТК-пропагандой". Тем временем тогдашний премьер-министр Иракли Гарибашвили обвинил гражданское общество в том, что оно является "анархистами", выполняющими желания "партии глобальной войны", имея в виду США и страны-члены ЕС.
Но две вещи в 2023 году отличались от сегодняшних. Во-первых, сейчас год выборов. И, как и честолюбивые автократы во всем мире, правительство ГМ понимает, что надзор, осуществляемый организациями гражданского общества — особенно посредством наблюдения за выборами — может разоблачить нарушения и подорвать легитимность их возможной победы. Новый закон поможет свести на нет эти усилия.
Во-вторых, хотя правительство ГМ в течение многих лет было непоследовательным в своих внешнеполитических посланиях, я считаю, что оно наконец выбрало свою траекторию — и она не направлена на Запад. Членство в ЕС далеко, и реформы, необходимые для членства, могут также поставить под угрозу контроль партии над властью. По-настоящему свободные и справедливые выборы, беспристрастная судебная система, верховенство закона, сильное и свободное гражданское общество и средства массовой информации, четкое разграничение между государственными служащими и политическими назначенцами, защита маргинализированных сообществ, а также прозрачные и подотчетные силы безопасности — все это может не быть частью игрового поля, которое и дальше будет приносить партии победу.
Как ясно заявил один депутат от правящей партии: "ЕС не главное", и Грузия не должна присоединяться к аморальному органу. Тем временем премьер-министр Кобахидзе, по сути, назвал США врагом и лжецом, заявив, что они предприняли две "революции" в Грузии. Примечательно, что это похоже на линию Кремля, обвиняющую Запад в разжигании протестов, при этом заместитель председателя Совета Безопасности России Дмитрий Медведев предположил, что в этом замешана "известная голливудская рука".
Грузия — это предостерегающая история, о которой многие из нас кричали в течение многих лет, но она осталась без внимания. Те из нас, кто работал в качестве практиков демократии по всему миру, знают предупреждающие признаки упадка, и мы отметили Грузию в этом смысле десять лет назад. Иллиберализм — это ворота к автократии, и, как мы видели на примере Венгрии и Польши, Турции и Индии, у этой программы есть четкий первый шаг.
Например, объявив войну сообществу ЛГБТК+ и прикрывая эти нападения словами "сохранение религии" и "традиции", Грузия закрепила гетеросексуальные браки в своей конституции в 2016 году — это была чистая коммуникационная уловка, поскольку однополые браки уже были незаконны по закону.
Далее следуют попытки вытеснить женщин из общественной жизни с помощью множества угроз сексуального характера, часто осуществляемых службами государственной безопасности или полицией, а также мер по декриминализации домашнего насилия. Например, публикация видеозаписей личной жизни женщин-лидеров и активисток является эффективной тактикой вытеснения женщин из публичной сферы — и Грузия превзошла саму себя в этой области.
Затем происходят нападения на иммигрантов и цветных людей, в число которых в случае Грузии входят турки, мусульмане и этнические азербайджанцы. Все это призвано подтвердить традиционную иерархию, в которой на вершине находятся привилегированные белые православные мужчины, обладающие наибольшей властью.
Авторитарный сценарий также включает нападки на независимые СМИ, гражданское общество и независимые институты, которые служат сдерживающим фактором для правительства. Опять же, Грузия преуспела здесь, применяя карательные меры против СМИ, а теперь приняв этот закон об иностранных агентах.
Эту траекторию будет трудно повернуть вспять.
Грузия уже вскочила на поезд Консервативной конференции политических действий (CPAC), присоединившись к премьер-министру Венгрии Виктору Орбану и другим европейским любимцам антилиберализма. Кобахидзе выступал на CPAC в Венгрии только в прошлом месяце, высоко оценив руководство Орбана, заявив, что либералов нужно бить кувалдой, потребовал положить конец "пропаганде ЛГБТК" и обвинил во всем США и Европу.
В ответ США и ЕС должны быть осторожны, чтобы не добиться именно того, чего хочет правительство ГМ. Сокращение помощи — особенно гражданскому обществу — может привести к закрытию важных демократических организаций на местах. Скорее, следует рассмотреть возможность хирургического сокращения полномочий грузинского правительства, проведения совместных учений и другой двусторонней поддержки. Кроме того, необходимы санкции против законодателей и руководителей правительства, поддерживающих этот закон, а также против бывшего премьер-министра Бидзины Иванишвили — российского олигарха, который продолжает оставаться силой, стоящей за правящей партией.
Нам нужно реагировать быстрее, прежде чем еще одна костяшка домино упадет в недемократическом направлении Кремля. Важно разглядеть ранние признаки антилиберализма и не ждать, пока детей будут отравлять газом на улицах.
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.