Разделы
Материалы

Разгром на финансовом фронте. Как Украина заставила Россию заплатить за войну

Решение Запада о предоставлении Украине 50 миллиардов евро за счет российских замороженных активов экономист Виталий Шапран считает самой большой финансовой победой над агрессором. Теперь вопрос — как этим воспользоваться и что дальше...

Россия может забыть о своих замороженных активах

О победе Украины на финансовом фронте, ее прогнозируемости и неотвратимости. В июне этого года G-7 приняла очень знаковое решение: о выделении Украине 50 млрд долларов финансирования, которое будет обслуживаться за счет конфискации доходов от российских активов. По результатам этого же заседания G-7 в своем коммюнике отметила, что Россия должна "положить конец своей незаконной агрессивной войне и заплатить за нанесенный ею ущерб Украине". Убытки оценили в 486 млрд долларов.

Оба события очень знаковые, поскольку к законодательно утвержденной инициативе США и Канады по конфискации российских суверенных активов теперь присоединились ЕС и другие члены G-7. Кто-то может заметить, что речь пока идет только о конфискации доходов от замороженных активов, но есть причины, по которым в нашем конкретном случае принципиальной разницы между активами и доходами от этих активов нет.

Во-первых, в США и Канаде в вопросе конфискации российских активов поставлена точка: на уровне национального законодательства утверждена и возможность такой конфискации и ее алгоритм. Во-вторых, руководство Euroclear (депозитария ценных бумаг со штаб-квартирой в Брюсселе) не раз официально заявляло, что юридически нет никакой разницы между конфискацией замороженных активов и доходов от них. Руководству Euroclear можно верить, поскольку основное бремя юридических рисков ложится именно на это учреждение, где обездвижена существенная часть российских суверенных активов. Поэтому 12-13 июня произошло историческое событие, когда G-7 сообщила Украине о начале конфискации российских активов в пользу Украины, а России напомнили, что за нанесенный войной ущерб нужно заплатить 486 млрд долларов. 24 июня представитель ЕС по внешней политике Жозеп Боррель подтвердил готовность ЕС отправить 2,5 млрд евро доходов от российских активов уже до конца текущего года. По словам господина Борреля, первый транш ожидается уже в июле этого года.

А теперь хочу напомнить часть своей аналитической статьи для ИА "Интерфакс-Украина" "Экономические причины войны" от 10.06.2022: "Российские активы, арестованные на Западе, пойдут на военную, финансовую и экономическую помощь Украине, ведь за разрушенные города, села, дороги и бизнес надо платить, поэтому этих активов РФ уже никто не вернет". Два года прошло до того, как прогноз начал сбываться, и я благодарен всем, кто имел отношение к работе на неплохой результат, но мы все еще на старте. Украине нужно оживлять процесс конфискации российских активов и одновременно расширять базу такой конфискации. Регулярно встречаю полный бред о том, что вопрос конфискации российских активов является юридической проблемой. Нет никаких проблем, поскольку в США и Канаде уже разработана и внедрена конфискация таких активов на законодательном уровне. Так уж устроена G-7, что там не политики обслуживают юристов, а юристы обслуживают политиков. Поэтому проблема вовсе не в юридической плоскости. Проблемы другие, и над ними нужно работать. Давайте остановимся на нескольких из них (для примера):

  1. ЕС вовсе не боится обидеть РФ. Да, лидерам ЕС доставляет дискомфорт возможный ответ РФ на конфискацию. Однако симметричного ответа там не будет, поскольку в РФ нет столько европейских активов, сколько заблокировано в ЕС. Но проблема в том, что европейский бизнес, который демонстративно ушел из РФ, сейчас приходит к своим национальным правительствам за компенсацией. Например, в Финляндии правительство помогало финским пострадавшим компаниям за свой счет, хотя не было обязано это делать. В Германии компании, которые потеряли активы в РФ через механизм страхования экспортных рисков, имеют официальные претензии к правительству. Во Франции, например, концерн Renault, который ушел из РФ еще в начале войны, в 2023 году показал убытки в сумме около 4 млрд евро. Таких примеров очень много. И хотя я не думаю, что они совокупно преодолеют отметку в 50 млрд евро, но мы как раз и должны учитывать этот фактор, чтобы москали не шантажировали отдельно каждую страну ЕС относительно незначительными суммами по сравнению с их обездвиженными активами. Было бы рационально и очень дипломатично, чтобы именно Украина выступила с инициативой часть конфискованных G-7 российских активов направить на компенсации пострадавшим компаниям в ЕС.
  2. Конечно, всего объема замороженных российских активов (на данный момент) не хватит, чтобы покрыть убытки от войны для Украины и убытки европейских компаний от потери бизнеса в РФ. Именно поэтому Украина должна официально начать охоту на неофициальные фонды РФ — это средства, которые российские чиновники и спецслужбы вывозили из РФ, начиная с 2000 года. Здесь вообще не существует проблемы их конфискации, поскольку это грязные деньги, которые сейчас использует РФ для обхода санкций. Сложность лишь в идентификации этих неофициальных фондов. И здесь Украине повезло. Существенную часть украденных средств россияне вывозили через Украину, Молдову и страны Балтии. Поэтому часть ключей от неофициальных российских фондов находится именно в руках нашей власти, но нужны усилия для того, чтобы начать расследование многочисленных эпизодов отмывания российских денег с 2003 по 2023 гг. Банкиры, которые этим занимались, хорошо известны, часть из них не только находится в Украине, но еще и занимает должности в государственном секторе. Поэтому, конечно, наши зарубежные партнеры в начале диалога о справедливом распределении конфискованных средств имеют право задаться вопросом: что сделала Украина для охоты на российские неофициальные фонды? А нашей власти следует сделать несколько простых шагов, чтобы было что ответить на этот важный вопрос, и, конечно, показать результаты.
  3. Страны G-7 внимательно наблюдают за тем, куда они отправляют средства. Поэтому Украина должна продолжить развивать инфраструктуру восстановления, а разного рода коррупционные скандалы или недоразумения нам явно не на пользу. Я здесь больший оптимист, чем западные СМИ, поскольку именно наличие скандалов, увольнений и судебных процессов показывают, что в Украине продолжается борьба с коррупцией. Но должен согласиться, что фон этой борьбы мешает нашим партнерам больше выделять средств Украине и быстрее принимать решения по конфискованным активам. Выход из этой ситуации — построение понятной и комплексной системы восстановления страны и финансирования обороны и текущих потребностей.
  4. Мне очень не нравится ситуация, которая продолжается с 2022 года, когда информационный фон наполнен сумасшедшими экспертами, которые распространяют информацию, что, мол, "Украине никогда ничего не дадут" и т.д. и т.п. Но проблема в том, что такая риторика проникла из СМИ в реальные прогнозы властных структур. Сегодня, имея 0,5 трлн замороженных активов российского государства и россиян и еще примерно столько же неофициальных фондов, большинство украинских государственных структур исходит из того, что "никаких российских активов конфисковать не будут". Более того, эти прогнозы уже начали давить на экономическое будущее. Украина пыталась запустить процесс списания долгов, который пока не получил одобрения кредиторов, но уже наделал шума. Также в медийном пространстве и во властных структурах появилась куча подозрительных лиц, которая анонсирует повышение налогов. При совокупном государственном долге около 152 млрд долларов и налоговых поступлениях до 20 млрд долларов в год, на фоне сотен миллиардов долларов обездвиженных активов россиян, у нас появились "корифеи", которые предлагают обложить налогами маникюрш, ликвидировать упрощенную систему налогообложения и увеличить зависимость поступлений от коррумпированных налогов (таких как НДС и акциз). Описанный тренд является не просто нерациональным, но и проблемным для Украины.

Конечно, россияне уже никогда не получат те активы, которые были обездвижены. Это подтверждает не только позиция G-7, но и начало конфискации доходов от российских активов, которые имеют такой же юридический статус, что и сами активы, что подтверждено Euroclear. Украине было бы рационально получить больший уровень доступа к российским активам, не только чтобы не допустить негативных экономических трендов и поставить на место фискальных идиотов, но и чтобы лишить РФ инструмента финансирования агрессии и номинальных валютных резервов. По состоянию на сейчас абсолютно все возможности для этого есть, осталось ими воспользоваться. И нельзя не вспомнить нашего украинского классика Т.Г. Шевченко: "Боритесь — поборете, вам Бог помогает!".

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.

Источник