Разделы
Материалы

Гривна в Курской области: какие экономические последствия может иметь операция ВСУ

Операция ВСУ в Курской области обострила для россиян уже существующие экономические риски и принесла новые, отмечает экономист Виталий Шапран. Впрочем, есть о чем подумать и Украине, для которой контроль над российскими территориями бросает невиданные ранее вызовы.

Фото: Getty Images | Гривна должна стать фактом жизни на территориях Курской области, контролируемых Украиной

Об экономических аспектах Курской операции

Операция ВСУ в Курской области обострила для россиян уже существующие экономические риски и принесла новые. Впрочем, есть о чем подумать и Украине.

  1. Лучшая новость — это значительное пополнение обменного фонда. История войн показывает, что в случае наличия дисбалансов при обмене пленными одна из сторон начинает потом выторговывать себе "лучшие условия завершения войны". Учитывая бесспорную склонность россиян к терроризму, они вполне могли использовать имеющийся дисбаланс в переговорах о размораживании их активов или о снятии санкций с отдельных олигархов. Теперь этот сценарий заблокирован.
  2. После того, как война перешла на территорию России, суверенные рейтинги РФ должны быть снижены. ВСУ, СБУ, СВР и другие наши силовые структуры уже неоднократно доказывали на практике, что в РФ нет безопасных мест. Но теперь война официально перешла на территорию РФ с обострением операционных рисков. Первая ликвидация юридического лица состоялась 8 августа, это была "Гайворонская молочная компания" (Белгородская область). Ликвидатор отметил, что компания понесла потери в размере 256 млн рублей из-за обстрелов. К этому юридическому факту подходят данные об "авариях" на российских НПЗ, что привело к выводу 17-20% производственных мощностей. Поэтому риск для инвесторов потерять средства в РФ вырос.
  3. Поскольку Россию давно выперли с международных долговых рынков, то в принципе, в Кремле не будут обращать внимание на действия международных рейтинговых агентств (РА). Дальнейшие действия международных РА в отношении РФ — это скорее уже окончательное разрушение ее репутации. Впрочем, обострение операционных рисков в РФ должны принять во внимание китайские РА — China Lianhe Credit Rating и China Chengxin International Credit Rating Group. Рейтинги в КНР в большей степени используются в торговле, чем в ЕС или США. А операционные риски для Курской и, как видим, Белгородской области, вполне реальны. Снижение российских рейтингов в КНР еще больше усложнит торговлю между РФ и КНР, я уже не говорю о судьбе российских компаний на Гонконгской бирже.

Теперь об Украине. При развертывании Курской операции неизбежно встает вопрос расходов на поддержку жизнедеятельности городов и поселков, где осталось много людей. Это не только эффект от человечности ВСУ, но и требования Женевской конвенции. Если процесс затянется, а такие признаки есть, то вопрос обеспечения новых территорий превращается в финансовую проблему. По моему мнению, ее можно решить с минимальными затратами для Украины, а успешность решения проблем граждан в Курской области может сильно влиять на темпы продвижения ВСУ. Если население поймет, что с приходом ВСУ никуда не исчезает их благосостояние, то сопротивление местного населения может превратиться в сотрудничество.

Население Курской области попало в сложную ситуацию
Фото: Фонтанка

Поэтому при условии затягивания военной кампании в Курской области нужно принимать несколько мер и учитывать несколько рисков:

  1. Верховная Рада должна определить правовой статус таких граждан. Вряд ли нужно следовать примеру РФ и раздавать там наши паспорта, но статус временной защиты (по аналогии с тем, что выдают страны ЕС) предоставить нужно всем, кто в этом нуждается.
  2. Нужно срочно расширять гривневую зону. Это значительно минимизирует расходы на поддержку населения на новых территориях. Тем, кто получит статус, нужно назначить социальные выплаты в гривнах, а ВСУ — обеспечить гривной для покупки у местных продуктов питания и других вещей. Назначение таких временных выплат бояться не нужно. В селах и городках, которые перешли под контроль Украины, остались товарные запасы, поэтому небольшая эмиссия гривны будет покрыта (обеспечена) товарными запасами и услугами, которые имеются на новых территориях.
  3. Конечно, можно посчитать баланс между товарным наполнением и необходимыми социальными выплатами, но, скорее всего, при мгновенном вытеснении рубля из обращения баланс будет в пользу Украины. Если упростить ситуацию, то представьте, что эти территории целых 6-12 месяцев что-то производили за рубли, а теперь им за эти товары-услуги начали предоставлять гривны. Наше государство предоставляет полиграфическую продукцию НБУ в обмен на реальные товарные запасы. Старт денежного обращения в гривне компенсирует нам расходы на социальную помощь местным эмиссионным доходом, который уже покрыт товарами и услугами.
  4. С грустью увидел, что отдельные склады розничных торговых сетей просто растаскиваются местными. Это неправильно. Все товарные запасы было бы желательно сохранить и продавать их уже за гривны. Тогда будет больше граждан РФ, заинтересованных получить временную защиту от украинской власти без въезда в Украину, и произойдет расширение зоны обращения гривны.
  5. Поскольку этим вопросом никто не занимается, то я делаю вывод, что наш НБУ спит на рабочем месте, но именно в этом случае это хорошо. НБУ не должен повторять ошибок Центрального банка РФ и принимать непосредственное участие в войне. Уже в следующем году, когда в ЕС начнется конфискация активов ЦБР, подчиненные Путина побегут в европейские суды, но там их ожидает сюрприз. Председатель ЦБР и один из ее заместителей командуют военно-полевым банком РФ, который юридически является департаментом ЦБР. Именно этот департамент ЦБР обеспечивает наличное обращение рубля на наших оккупированных территориях и обслуживал воинские части армии РФ. Доказательств участия ЦБР в войне с Украиной множество. Чтобы не создавать нечто подобное, наше правительство могло бы поручить срочную организацию обращения гривны на новых территориях одному из небольших государственных банков, например, тех, которые недавно перешли в собственность ФГИУ.

Действовать нужно быстро, пока товарные запасы на наших новых территориях не вывезли в РФ или не потребили за рубли. Если не решить вопрос за 2-3 недели, то скорее всего, в зоне ответственности нашего правительства окажется еще одна группа социально незащищенных лиц, которые не выехали из Курской области, а это уже будут реальные расходы для бюджета.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.

Источник