Разделы
Материалы

Кремль советует Януковичу назначить Медведчука секретарем СНБО, - российский политолог

Директор московского института Национальной стратегии, политолог Станислав Белковский рассказал Фокусу о том, что собираются делать в Кремле с результатом президентских выборов в Украине.

Белковский принадлежит к числу хорошо информированных экспертов. Опыт сотрудничества с Борисом Березовским и Юлией Тимошенко позволяет ему с хирургическим реализмом оценивать российско-украинские отношения.

Нигерийский проект провалился. Для Кремля Украина - территория бизнеса

Как Кремль воспринял результаты выборов в Украине?

Понятно, что такой режим не подлежит экспорту в страну, которая не обладает большими запасами сырья, факт наличия запасов является важной чертой режима. Поэтому проект Янукович–2004 сопровождался проектом Единого экономического пространства. ЕЭП должно было компенсировать недостаток ресурсов для поддержания такого типа авторитаризма, поскольку такой режим связан с раздачей денежных слонов сторонникам и постоянным затыканием социальных дыр для предотвращения народного возмущения.

Но в 2004-м, кремлевский проект для Украины провалился. И тогда Кремль посчитал, что Украина его больше не интересует в качестве стратегического геополитического партнера. С тех пор Украина рассматривается исключительно как территория для бизнеса. И все истерические вопли о том, что вот-вот русские танки войдут в Житомир или Путин засунет паяльник Януковичу в одно место и Украина станет сателлитом России, являются порождением политтехнолического предвыборного сознания. Любой здравомыслящий аналитик понимает, что никакого интеграционного проекта у России для Украине сейчас нет и еще долго не будет. Поэтому никакого выбора между Россией и Европой Украина ныне не делает: выбор давно сделан однозначный в пользу Европы, просто движение в этом направлении будет медленным в силу нежелания Европы интегрировать Украину в обозримой исторической перспективе. Европе сейчас, к слову, надо спасать экономику Греции. За это заплатят, главным образом, немецкие и французские налогоплательшщики. На очереди – проблемы Испании и Португалии. Дальше - вопрос целостности зоны евро как таковой. Не до Украины им сейчас.

Медведчук. Янукович обещал подумать

И что интересно Кремлю в Украине?

Ряд крупных бизнес-проектов. Безусловно интересует газотранспортный консорциум, приватизация Одесского припортового завода и Укртелекома, интересует сохранение позиции тех российских бизнесменов которые уже представлены в Украине, например "Альфа-групп" Михаила Фридмана и, соответственно, использование в реверсном режиме нефтепровода Одесса-Броды.

С любой властью, которая может решить эти вопросы Кремль готов договориться независимо от идеологических позиций. В этом смысле между Януковичем и Тимошенко для Кремля не было существенной разницы. Хотя несколько более комфортным партнером является Тимошенко, потому что она умеет ясно формулировать свои мысли и излагать их на понятном для Кремля языке бизнеса. В то время как у Виктора Федоровича случаются проявления сумеречного сознания: не всегда понятно, что конкретно он предлагает. Тем более что с того момента как Путин и Тимошенко договорились по газу в январе 2009 года, премьер-министр Украины уже является актуальным бизнес-партнером Кремля.

А для Кремля всегда лучше стабильность, чем нестабильность. Партнер есть, значит пусть он и остается. К тому же на стороне Тимошенко с 2005 года были и остаются симпатии Виктора Медведчука – как я уже сказал, главного кремлевского эксперта по Украине. Кстати, по моим данным, в ходе недавней встречи с Януковичем шеф кремлевской администрации Сергей Нарышкин намекнул, что Кремль очень хотел бы видеть Медведчука на высокой должности в Украине – например, на посту секретаря СНБОУ. Янукович обещал подумать

Как Путин и Медведев относятся у Януковичу? Ведь он уже успел пообещать им создание газотранспортного консорциума.

Пока Кремль и Газпром не торопятся верить, что этот консорциум состоится. Не надо забывать, что Москва, фаворитом которой Янукович был шесть лет назад, последовательно разочаровывалась в нем с 2004 по 2007 годы. Сначала Кремль посчитал, что Янукович просто взял и отказался от президентского поста, который был уже у него в кармане. Потом, в 2007-м, зачем-то согласился на роспуск парламента и досрочные выборы, для чего не было никаких правовых оснований. Поэтому в Москве Януковича считают более слабым политиком, чем Тимошенко. И будут ждать как развернутого предложения Киева в части газотранспортного консорциума, так и гарантий реализации такого проекта. Во всяком случае, скоропостижного отказа от идей "Северного потока" и "Южного потока" не будет. Хотя это проекты и авантюрные, и труднореализуемые. Но там уже все заранее поделено и распилено, и отказаться от столь смачного распила только ради прекрасных глаз Януковича? Кремль к этому пока не готов.

Четыре заповеди для украинского президента

Тем не менее, союз с Кремлем не пошел Юлии Тимошенко на пользу?

Конечно. В связи с этим я бы мог дать новоизбранному президенту Украины четыре системообразующих совета или, если угодно, заповеди.

Первая заповедь: почитай демократию, потому что только с помощью демократии у тебя получилось стать президентом. Янукович дважды не смог стать президентом– в 2004 году и в 2009 годах – когда для этого требовались определенные отступления от демократии. В частности, тогда, когда он мог стать марионеточным президентом в рамках ПРиБЮТ и в случае принятия странной Конституции имени Медведчука.

Вторая заповедь: почитать своих политических отца и мать, каковыми для Януковича являются Ющенко и Тимошенко. Если бы не их конфликт, Янукович не стал бы ни премьер-министром в 2006-м, ни президентом Украины в 2010-м. По моим грубым подсчетам, если бы на этих выборах Ющенко не действовал впрямую против Тимошенко, она бы смогла набрать примерно на 7% больше голосов. И победить.

Третья заповедь: бойся Кремля и не связывайся с ним в политических проектах. Нет, конечно, с Кремлем надо демонстративно дружить, танцевать перед ним ритуальные танцы для того, чтобы получать определенные уступки, изображать дружбу... Но! В политическом смысле делать ставку на Кремль нельзя. Потому что на постсоветском пространстве это еще ни для кого не оканчивалось хорошо. В 2004 году Янукович, безумно и яростно поддержанный Кремлем, проиграл. И, безусловно, многие проблемы у Юлии Владимировны начались с тех пор, как она упала в кремлевские объятья. Причем она начала в них падать последовательно и самоубийственно еще в сентябре 2005 года, когда ее в первый раз уволили с поста премьер-министра. Она после этого поехала в Москву и под предлогом присутствия на юбилее тогдашнего секретаря Совета безопасности России Игоря Иванова встретилась с Путиным и еще несколькими российскими руководителями в подмосковной резиденции "Майендорф". С этого начался трагический путь ее отношений с кремлевскими деятелями. Ведь именно тема предательства и сдачи интересов Украины Кремлю, которую последовательно раскручивал Ющенко, премного способствовала поражению Тимошенко на президентских выборах-2010. Такой же "черной меткой" Кремль был и для элит ряда других стран бывшего СССР. Возьмем, например, Молдавию. В 2005 году Кремль сделал все что можно для поражения коммунистов во главе с Владимиром Ворониным на выборах в парламент – даже создал свой предвыборный блок, который должен был получить голоса молдавских гастарбайтеров, работающих в России. Тогда - Воронин победил и сформировал свою коалицию. В 2009 году Москва, наоборот, всецело ставила на Воронина, он в итоге проиграл и потерял власть навсегда. Причем последнюю свинью Кремль успел подложить несчастному Мариану Лупу (бывший глава Молдавского парламента. – ред.), которого он открыто поддержал навыборах президента в парламенте - из-за чего Лупу в итоге и пролетел. Поэтому я думаю, что Кремль в политическом смысле вреден. Он может быть хорошим бизнес-партнером, хорошим контрагентом по конфиденциальным коррупционным сделкам, но не в области публичной политики. Сам по себе Кремль органически враждебен публичной политике. И кремлевские лидеры считают, что таких понятий, как публичная политика и демократия просто не существует в природе – это фантомы, которые придуманы, чтобы прикрывать определенные бизнес-интересы.

Наконец, четвертая заповедь: поосторожнее с Медведчуком. Все политические проекты этого человека заканчивались громкими провалами – будь-то Янукович-2004 или ПРиБЮТ-2009.

Станет ли в таком случае Кремль и дальше ставить на Тимошенко, если президент Янукович не сможет оправдать московские бизнес-надежды?

Кремль может ее мягко поддерживать, но о какой-либо однозначной ставке на Тимошенко говорить уже не приходится. Ведь она проиграла Януковичу. Но нынешний газовый контракт Кремлю интересен. А потому Кремлю, конечно, хотелось бы, чтобы правительство Тимошенко, заинтересованное в сохранении нынешнего контракта, оставалось у власти подольше.

А тема с газотранспортным консорциумом связана с пересмотром газового контракта?

Напрямую нет. Однако понятно, что Виктор Янукович и ключевые члены его команды были заинтересованы в сохранении старой схемы - с "РосУкрЭнерго". Сам факт отстранения РУЭ от газовых схем и арест Семена Могилевича, который предшествовал этому событию, был ударом по Януковичу и по его отношениям с Кремлем. И это рубец, который остался в душе Виктора Федоровича, создает определенный психологический фон для переговоров с Путиным по газовым вопросам. Ясно, что этот рубец не является фатальным. В конечном счете, Янукович с Кремлем может договориться. И ключевые члены его команды в области энергетики – такие, как Юрий Бойко и Сергей Левочкин - заинтересованы в том, чтобы вернуться в большую газовую игру. А потому, наверное, готовы проявить определенную гибкость и забыть старые обиды.

Реальный и самый влиятельный российский союзник Януковича - Патриарх Кирилл

Почему первым российским лидером, поздравившим Януковича с победой, стал Патриарх Кирилл?

Для Русской православной церкви Янукович является главным союзником в Украине. Потому что он всегда декларировал свою принадлежность к РПЦ МП, в отличие от других политиков которые как минимум колебались в этом вопросе, исходя из текущей электоральной конъюнктуры.

Кроме того, патриарх Кирилл – самостоятельная политическая фигура, которая теоретически готова и способна править Россией. И, в общем-то, если смотреть на политические достоинства Патриарха, то они несоизмеримо выше соответствующих достоинств Путина или Медведева. Кирилл – реальный харизматический лидер, который способен апеллировать к широким народным массам, вести их за собой, на что ни Путин ни Медведев абсолютно не способны. Все их публичные успехи связаны исключительно с тепличными условиями политического существования. Они никогда, например, не участвовали в реальных конкурентных политических дебатах, не окунались в митинговую стихию, почти не общались с неподготовленными журналистами. А если Путину и приходилось отвечать на открвоенно неудобные вопросы журналистов, то это, как правило заканчивалось истерикой. Скажем, известны несколько эпизодов с ответами Путина на вопросы западных журналистов о Чечне или Ходорковском.

У Кирилла есть большой политический потенциал. Другое дело, что он является не только политиком, но и искусным царедворцем. 5-7 лет назад в России существовала уверенность в том, что Кирилл не будет патриархом. У него не хватало поддержки, в том числе кремлевской. Однако за последние 5 лет ситуация кардинально изменилась: он проявил себя искусным аппаратчиком и лоббистом, сформировал пул поддержки как внутри РПЦ, так и в Кремле. Благодаря чему и стал без особых проблем преемником покойного Алексия Второго.

Жест Кирилла был скорее жестом поддержки Януковича или демонстрацией собственной независимости?

И тем, и другим. Патриарх, разумеется, поддерживает Януковича, поскольку Янукович поддерживает УПЦ МП. Но в то же время, Кирилл показал, что в такого рода вопросах не нуждается в согласовании своих действий с Кремлем.

Интересный, кстати, вопрос о политическом будущем Кирилла. Ведь он – воспитанник покойного митрополита Никодима Ротова, который пытался постоянно углублять отношения с Ватиканом. Ортодоксы их чуть ли не скрытыми католиками считали и ненавидели. Как Кириллу удалось всех обыграть?

Я не согласен с тем, что Никодима ненавидели. Да, консервативное, откровенное антиэкуменическое крыло РПЦ было ему враждебно в прежние времена и не воспринимает сейчас. Но владыка Никодим в 1970-е годы сыграл большую роль в формировании идеологии Церкви, равно как и церковной иерархии. Многие епископы современной РПЦ обязаны своим положением именно Никодиму. Кстати, еще один соратник Никодима – Филарет (Денисенко), глава УПЦ КП. По свидетельству современников, владыка Никодим неоднократно говорил о том, что РПЦ надо учиться у Ватикана умению конвертировать духовное влияние в политическое.

Фактически Кирилл воплощает в жизнь еще план Никодима?

В плане усиления политической роли церкви – безусловно. Хотя сегодня, на самом деле, политическое влияние РПЦ в России пока еще невелико.

Кстати, после избрания патриархом Кирилл проехал по России с программными речами, в которых он мало говорил о спасении души, но много – о бедности, о социальной и правовой несправедливости. Скажите, а Кремль не видит никакой угрозы в политических амбициях Кирилла?

Кремль этой угрозы не видит, потому что в Кремле нет людей, которые на самом деле понимали бы, как работает публичная политика. Они убеждены, что, контролируя общенациональное телевидение, систему подсчета голосов и основные финансовые источники страны они в состоянии предотвратить любой сценарий смены власти. У них нет катастрофического ощущения истории. Они не понимают, что кризис может привести к их падению.

Кавказские авторитеты

А они понимают, что кризис может стать причиной развала России?

Нет. В Кремле считают, что экономических ресурсов и финансовых резервов достаточно для того, чтобы держать ситуацию под контролем до выхода из кризиса, который произойдет, по их мнению, через два-три года.

А фактическая неуправляемость кавказских и восточных элит в Москве никого не заботит?

Не особенно. Тот же глава Чечни Рамзан Кадыров уже давно является игроком федерального масштаба. И, например, наделен правом устранять своих противников в любой части России.

Я вам расскажу еще один примечательный эпизод. Недавно вице-премьером по Северному Кавказу был назначен Александр Хлопонин (бывший губернатор Красноярского края, экс-гендиректор компании "Норильский никель", основными бенефициарами которой являются российские миллиардеры Владимир Потанин, Олег Дерипаска и Алишер Усманов – Фокус). После этого назначения произошла одна удивительная история. Может быть не масштабная, но зато ярко иллюстрирующая суть российской политики.

Есть такой футбольный клуб "Москва". Достаточно неплохой, крепкий футбольный клуб, который в 2009 году занял шестое место в премьер-лиге. Спонсором этого клуба была компания "Норильский никель", которая выделяла ему 12 миллионов долларов в год. Ясно, что для Норильского никеля 12 миллионов – это мелочь. И вот неожиданно, две недели назад Норникель заявляет о прекращении финансирования ФК "Москва". Президент клуба Дмитриев стремительно уходит в отставку и переходит на работу ни куда-нибудь, а в тот же Норильский Никель, показывая тем самым, что он не находится в конфликте с бывшими спонсорами. Сразу несколько коммерческих структур заявляют об интересе в покупке ФК, на что Норильский никель отвечает, что продавать клуб не собирается, а будет его закрывать. Напомню, речь идет не о каком-то аутсайдере, а о вполне успешном клубе. И что же выясняется? Что ФК "Москва" будет исключен из Чемпионата России, а вместо него зайдет команда "Алания" из города Владикавказ, Северная Осетия. Что произошло? Скорее всего, вице-премьер Хлопонин решил продемонстрировать осетинской элите чудо и таким образом повысить свой авторитет на Кавказе. Московский клуб был ликвидирован ради того, чтобы осетинская команда оказалась в Высшей лиге Чемпионата России. Вот в этот пример иллюстрирует всю кремлевскую политику. Как на Кавказе, так и в России в целом. Еще комментарии нужны?

Зурабов. Кремлевский дилер и ставленник Семьи

Роль Зурабова, нового российского посла в Украине, сходна с ролью Хлопонина на Кавказе?

Да: сопровождение бизнес-проектов. Когда на политическом уровне будут достигнуты определенные договоренности, задачей Зурабова будет проследить за их исполнением на уровне конкретных решений.

Чей он ставленник - ельцинской Семьи или Путина?

Он ставленник и Семьи, и Путина. Потому что никакой принципиальной разницы между Семьей и Путиным нет. Это миф, который нужен был для дистанцирования популярного в народе Путина от непопулярного Ельцина. На самом деле Семья выдвинула и выпестовала Путина.

Почему же в таком случае ходят слухи о конфликте Путина с еще одним ставленником Семьи – Дмитрием Медведевым?

Семья не дала возможности Путину поставить преемником кого попало, навязав своего человека. Но личного конфликта между ними точно нет. Медведев обязан Путину, они оба обязаны одним и тем же людям, которые их выдвинули, и чьи интересы они защищают.

Конфликт существует между отдельными группами в окружении Путина и Медведева. Некоторые люди, которые последовательно поддерживали Медведева с 2005 года в качестве преемника Путина, считают, что они не получили за это достаточной финансовой компенсации. Постоянно нагнетается вопрос о том, что Путин должен убрать некоторых людей, сидящих на ключевых финансовых точках и заменить их на "медведевских". Например, если Путин уберет своего вице-премьера по энергетике Игоря Сечина и поставит на его место, скажем, Анатолия Чубайса, то все российские либералы скажут что он молодец, а либерализация и оттепель в России произошли. Хотя кардинальных изменений схемы управления страной в таком случае не будет.

Путин и Медведев нужны друг другу и я не вижу причины, по которой они должны друг от друга избавляться. Ясно, что у Медведева может вызывать раздражение постоянное муссирование того, что Путин правит страной. А у Путина есть постоянное раздражение по поводу уверенности многих журналистов и аналитиков в том, что Медведев якобы либерал и демократ, а Путин – авториатрный чекист. Хотя никакой существенной идеологической разницы между ними нет. Они – антидемократы и антилибералы. Они оба убеждены, что демократизация России не только не нужна, но и невозможна, поскольку все демократизаторы заканчивали плохо. Будь то Лжедмитрий Первый, Александр Второй, Николай Второй или Михаил Горбачев.

Сергей Высоцкий, Фокус