Разделы
Материалы

Партийная закалка: зачем Балоге Гарт

На Банковой озабочены созданием обещанной единой пропрезидентской партии. Но чем настойчивее нунсовцев туда приглашают, тем чаще они поглядывают в сторону Тимошенко

– Сейчас они занимаются созданием новой партии, а нас собираются "сливать", – делятся опасениями сотрудники штаба "Нашей Украины" на столичной Спасской улице. Деление на "мы" и "они" произошло еще во время предвыборной кампании, когда регулярно всплывала информация о не самых теплых отношениях нынешнего руководства "Нашей Украины" с руководством президентского Секретариата. "Они" – гражданская организация "Гарт" (кстати, так называлась и одна из фирм Виктора Балоги) – засели на соседней со Спасской Ярославской улице. Новой структурой занимается лично соратник главы президентского Секретариата и один из неподписантов коалиционного соглашения Игорь Криль.

– Под выборы было выкуплено три этажа в большом офисном центре, все это нашпиговали современной техникой, – говорят источники Фокуса, – не пропадать же добру! Да и людям (сотрудникам штаба – Фокус) нужно после выборов где-то работать.

Но если раньше график штабистов был довольно свободным, то в "Гарте" с утра проверяют, чтобы были на работе в 9 часов.

О предназначении этой организации ходят разные слухи. Основных версий две: либо команда, объединенная под крышей "Гарта", намерена работать над созданием пресловутой объединенной пропрезидентской силы, о которой часто напоминает Банковая, либо там создают клон "Нашей Украины".

Пока в "Гарте" работают около сорока человек, хотя в штатном расписании числится более сотни вакансий. Такой резерв дает возможность для мобилизации в случае прояснения ситуации с созданием новой президентской партии. О том, что в этой организации задумываются большие дела, говорит хотя бы то, что недавно на Ярославской был замечен земляк Балоги и Криля из конкурирующей организации – Нестор Шуфрич.

Какой из Балоги партийный строитель, пока неясно, но он уже настроил против себя многих потенциальных членов такой партии – представителей тех 9 политсил, из которых состоит сегодня мегаблок "Наша Украина – Народная самооборона".
– Мне известно, что из Секретариата рассылались письма главам облгос­администраций, подавляющее большинство которых одновременно были и руководителями штабов, чтобы они организовывали поддержку идеи создания единой партии и писали коллективные письма с этой же целью, – рассказал Фокусу Борис Тарасюк (см. интервью с ним). – Но это начинание закончится провалом, как и НДП, и СДПУ(о) – такая судьба ожидает любой проект, основанный на административном ресурсе.

Попытки строить партии "сверху" действительно наводят не на самые приятные аналогии, но альтернативы у Секретариата по сути нет. Создание единой партии из политсил мегаблока, анонсированное перед выборами, на поверку оказалось трудновыполнимым.

Анатомия граблей
Голоса разной степени возмущенности из рядов будущих однопартийцев раздались сразу после выборов. Глава "Собора" Александр Матвиенко даже признал объединение "Нашей Украины" с "Народной самообороной" ошибкой, глава Украинской народной партии Юрий Костенко хоть окончательно и не отказался от объединения, намекнул, что "не могут быть в одной партии левый Луценко и правый Костенко". Владислав Каськив высказал загадочный протест против "формирования партии механическим путем", а "Народная самооборона" ("Вперед, Украина!" + ХДС) вообще приостановила свое участие в процессе строительства единой партии – до создания коалиции.

Но самое главное – участников блока очень смущает то, что по нынешнему законодательству для создания мегапартии их собственные небольшие политсилы должны самоликвидироваться, то есть фактически совершить коллективное политическое самоубийство. Таким образом те же Костенко, Матвиенко, Каськив из партийных лидеров превратятся в рядовых партийцев, что не слишком почетно и даже обидно.
– У грабель много зубчиков, и на каждый нужно наступить. Президент хотел консолидировать всех в единую структуру, но пошел ложным путем, поверив обещаниям, которые сейчас никто не собирается выполнять, – не без сарказма комментирует сложное положение мегаблока многолетний нашеукраинец Борис Беспалый. – А ведь нужно было всего-то внести изменения в законодательство и запретить блокам участвовать в выборах. Тогда бы всем этим партиям, если они хотели в парламент, пришлось объединиться с "НУ" еще до выборов. А иначе объединить их не получится никак!

Теперь об этом, конечно, поздно говорить: выборы состоялись, мандаты получены, члены мегаблока осмелели и стали диктовать условия. И положение главных инициаторов слияния и поглощения – Секретариата Президента – не завидно: повлиять на партийных упрямцев юридически, то есть заставить их объединиться, они не могут. Остается убалтывать каждого в отдельности. А на это могут уйти месяцы.
– Когда велись разговоры об объединении в партию сил, входящих в НУНС, речь шла об управляемости этой структуры, грубо говоря, о том, чтобы Президент мог ее "построить", – утверждает политолог Виталий Кулик. – Но в этом формате у НУНС просто нет ресурса для объединения, поскольку внутри блока масса противоречий. Балога думал объединить всех кавалерийским наскоком, но блок набрал слишком мало голосов и замысел создания единой партии практически провалился.

В этом ракурсе идея создания альтер­нативной президентской партии кажется не такой уж утопичной. Поскольку мегаблок в его нынешнем состоянии – сплошная головная боль, это может быть попыткой (возможно, последней) начать все с нуля и построить новую политсилу "под Ющенко". Туда можно будет взять самых надежных, самых проверенных и послушных партийцев, лишив остальных президентского благословения.

Юля-соблазнительница
В виде "Гарта" или "Нашей Украины", но мобилизоваться в единое целое пропрезидентским политсилам сейчас просто жизненно необходимо. Пока мегаблок многоглав и многоголос, он буквально расползается на части, что очень удобно для конкурентов.

Первой брожением в разношерстном пропрезидентском лагере воспользовалась Юлия Тимошенко. И воспользовалась очень выгодно. Ее изначальная договоренность с мегаблоком о переделе постов в правительстве предусматривала паритет (первым выбор делает тот, кто набрал больше голосов, затем – его партнер). По информации Фокуса, Тимошенко сыграла на разногласиях: вынесла за скобки Секретариат Президента и договорилась о должностях напрямую с амбициозными младооранжевыми лидерами Вячеславом Кириленко и Юрием Луценко, о непростых отношениях которых с Балогой была хорошо информирована. В результате она забрала себе "денежный" экономический блок в обмен на силовой и гуманитарный, вызвав, как говорят, крайнее неудовольствие главы президентского Секретариата, оставшегося фактически вне этого процесса.

"Тимошенко руками Кириленко фактически уничтожает НУНС", – в свете таких событий это высказывание могло бы принадлежать Балоге. Но принадлежит оно Игорю Крилю. Эту эмоциональную цитату приводит сайт "Разом", считающийся официальным оранжевым органом. Однако мало кто знает, что сегодня этот ресурс заполняется информацией сразу из двух конкурирующих источников – из "Нашей Украины" и "Гарта". По крайней мере, в интернет-среде Секретариату Президента уже удается контролировать ситуацию в мегаблоке.

Борис Беспалый, как и Криль, уверен, что затеей с досрочными выборами и проваленной затем кампанией Банковая лишь подыграла Тимошенко и превратила трехполюсный украинский политикум (ПР, БЮТ, "НУ") в двухполюсный, где "Наша Украина" почти не представлена.

Эксперты прогнозируют: уже в ближайшее время в преддверии президентских выборов многие, казалось бы, верные соратники Ющенко вынуждены будут делать ставки на ПР или БЮТ. По крайней мере, с ними и после президентских выборов есть шанс оставаться депутатами. С Ющенко таких шансов пока меньше.

Сергей Соболев, бывший в свое время представителем Президента в парламенте и членом "Нашей Украины", теперь как активист ПРП состоит в БЮТ и хорошо представляет разницу между "Нашей Украиной" и Блоком Тимошенко, делающую последний более выгодным объектом политических ставок:
– В "НУ" всегда были аморфные массы – множество групп влияния, БЮТ же во время последней избирательной кампании отбирала людей с едиными принципами.

Г-н Соболев, конечно же, тщательно подбирает формулировки, но, если называть вещи своими именами, Тимошенко удалось добиться такого единодушия в блоке самыми жесткими дисциплинарными методами.
И, похоже, единственный путь урезонить всю ватагу демократов, ориентированных пока на Ющенко, – это установить в новой партии полуавторитарный режим. Виктор Балога, кажется, в состоянии это сделать, особенно если вспомнить некоторые его инициативы вроде назначения семи официальных спикеров блока.

Впрочем, эксперты не исключают, что большинство представителей НУНС просто проигнорируют проект Балоги. Политолог Дмитрий Выдрин считает это весьма вероятным: участники блока видят в "партии с нуля" не столько будущую пропрезидентскую силу, сколько проект Секретариата. Поэтому вместо обещанного объединения демсил мы можем получить еще один их осколок. Но уже с полностью лояльными и контролируемыми Ющенко людьми.