Генпрокуратура обвинила покойного экс-министра МВД Юрия Кравченко в заказе убийства Георгия Гонгадзе и сразу закрыла это дело по факту гибели обвиняемого. Второе дело - по обвинению генерала Алексея Пукача в исполнении заказного убийства идет в суд
Фокус выяснил, согласна ли с выводами следствия вдова журналиста Мирослава Гонгадзе.
- Как вы оцениваете решение Генпрокуратуры?
- Я думаю, что действия прокуратуры по делу Гонгадзе - это заметание следов в государственном масштабе. Тем не менее, то, что экс-министр внутренних дел назван в качестве заказчика убийства вплотную приблизило нас к высокопоставленным чиновникам того времени - Леониду Кучме и Владимиру Литвину. Следует обратиться к предсмертной записке Кравченко, в которой он указывает, что стал жертвой политических интриг Кучмы. У Кравченко не было мотивов убивать Георгия. Соответственно он мог только исполнять указания высших должностных лиц. Есть пленки, которые доказывают, что летом 2000 Кучма требовал от Кравченко разобраться с Гонгадзе. Я также хочу подчеркнуть, что признание Кравченко заказчиком убийства Георгия и заказчиком избиения оппозиционера Подольского есть не что иное, как констатация факта о том, что в Украине в то время действовала преступная государственная машина, которая уничтожала оппозиционеров и журналистов , то есть свой собственный народ. Это уже может караться нормами международного права. После ознакомления с материалами дела, что может занять несколько месяцев, так как в деле сейчас 150 томов, мы надеемся на публичный судебный процесс (процесс над Пукачем – ред). Мы будем настаивать на участии в этом процессе всех высокопоставленных должностных лиц, которых назвал генерал Пукач и с которыми у него проходили очные ставки. Прежде всего речь идет об экс-главе администрации президента Владимире Литвине и экс-заместителе министра МВД Николае Джиге. Кроме того, мы будем требовать участия в процессе самого экс-президента Леонида Кучмы. Я надеюсь, что общественность сможет услышать их версии тех событий из их же уст.
- Тем не менее, Генпрокуратура не назвала других заказчиков, кроме Кравченко.
- Это не означает, что в деле не могут появиться новые доказательства. Во время знакомства с материалами дела мы можем подать прошение о дополнительных следственных действиях. Если бы я была на месте родственников Кравченко, то я бы защищала его честь. Я бы требовала дополнительного расследования его смерти. Я повторюсь: я не думаю, что у него были личные мотивы убивать Георгия или заказывать убийство. Понятно, что он выполнял приказ. И если на него сейчас повесят всех собак, это будет неправильно.
- Вам не кажется, что цель прокуратуры как раз в этом?Напомним, сегодня пресс-секретарь Генпрокуратуры Юрий Бойченко заявил, что ГПУ установила, что заказчиком убийства Гонгадзе был бывший министр внутренних дел Украины Юрий Кравченко. Уголовное дело по заказчику убийства закрыто в связи со смертью обвиняемого.
Как известно, ранее трое сотрудников департамента наружного наблюдения МВД: Валерий Костенко, Александр Попович и Николай Протасов были осуждены как исполнители убийства Гонгадзе. Бывший генерал МВД Пукач был задержан 21 июля 2009 года после 6 лет розыска.
Согласно официальной версии, именно Пукач стал главным исполнителем убийства журналиста Гонгадзе. По данным следствия, он организовал слежку за журналистом и руководил группой офицеров милиции, которые похитили Гонгадзе и вывезли его в поле вблизи села Сухолисы Белоцерковского района Киевской области. По версии следствия, Пукач собственноручно задушил журналиста и заставил соучастников молчать о случившемся преступлении.
По официальной версии, Юрий Кравченко покончил жизнь самоубийством после прихода к власти Виктора Ющенко, в начале марта 2005 года. Эксперты и журналисты неоднократно сомневались в самоубийстве ключевого фигуранта дела Гонгадзе. В частности, Кравченко застрелился как раз на следующий день после того, как министр внутренних дел Юрий Луценко вызвал его на допрос публично, на пресс-конференции. Сообщалось также о том, что экс-министр дважды выстрелил себе в голову. Вопрос о том, кто отдал приказ на слежку и убийство самому Кравченко по-прежнему открыт.
Сергей Высоцкий, Фокус