Обнародованный проект налогового кодекса сулит бизнесу много неожиданностей. Крупному – приятных, а малому и среднему – разных
Среди последних вариантов налогового кодекса, которые на протяжении последних двух недель предъявляли украинцам, наконец-то появился самый последний.
Налоговая эпопея с десятком редакций кодекса и всенародным его обсуждением переходит из кабминовских стен в парламентские. Проект еще долго будут рассматривать и править теперь уже депутаты Верховной Рады. Но как основу будущего налогового законодательства новый кодекс уже можно детально изучать.
Зато кодекс отчасти облегчит жизнь фискальным органам: четко прописывает технику проверок, дает определение фиктивному предприятию и определяет юридическим адресом не место регистрации предприятия, а его фактическое положение. Наконец-то появляется и норма об ответственности налоговиков перед бизнесменами. По крайней мере, за принятие документов.
Изменяются также многие налоговые ставки. И если юрлица от этого выигрывают – налог на прибыль с 25% к 2016 году снизится до 16%, то физлица с официальной зарплатой выше среднего проигрывают – вместо 15% им придется отчислять в казну 17%. Кроме того, они будут платить 5% с доходов от депозитов.
И это далеко не все новшества. О приятных и не очень сюрпризах новых налоговых правил Фокусу рассказали эксперты – бизнесмены, аналитики и профильные юристы.
Инна Рафальская, председатель Киевской городской квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры:
– Огорчает в проекте кодекса отсутствие реального паритета в отношениях фискальных органов и плательщиков, сам кодекс очевидно предоставляет значительные преимущества именно контролирующим органам. Однако безусловно позитивным является то, что это достаточно целостный законодательный акт, с единой понятийной базой, системным подходом и четкими правовыми нормами.
Есть в кодексе и определенные моменты, которые требуют доработки, согласованности с другими законами, в частности, с нормами гражданского и уголовного права, имеют место дискриминационные обстоятельства в отношении доходов наемных работников и самозанятых лиц. Например, старое понятие "налоговый кредит", который применялся по закону о доходах физических лиц, заменен понятием "налоговая скидка". И вновь эта "скидка" касается только граждан, получающих доход в виде заработной платы.
Конечно, проект устранил традиционные налоговые "ямы", однако оставил опредeленное поле бизнесу для оптимизации налогообложения.
Леонид Рубаненко, президент Союза налоговых консультантов Украины:
– Если говорить в целом, государство сыграло на руку легальному бизнесу. Прописав в кодексе методы борьбы с конвертационными центрами, сделали так, что воспользоваться услугами обналички значительно дороже, чем заплатить налоги. Ведь если раньше было много схем налогообложения – общая, единая для физлиц, единая для юрлиц, фиксированный налог и прочее, то сейчас останется только три. То есть возможностей для махинаций будет меньше, а значит, меньше проверок. Еще один сюрприз связан с НДС, который теперь станет значительно легче платить. Если раньше налоговики могли отказаться взять ту или иную декларацию, ссылаясь на ошибки в оформлении, то сейчас принятой считается любая присланная декларация. Предпринимателю достаточно отправить ее в налоговую. Сложно будет нынешним упрощенцам, которым придется перейти на общую систему, но в кодексе на этот случай прописана норма, что все предприятия на первые полгода освобождаются от штрафов.
Оксана Елманова, генеральный директор FIM Group Company:
Кодекс действительно стал кодексом, а не кашей из законов, которой был в самом начале. Кроме того, очень приятно, что Кабмин решил сделать что-то существенное для преодоления безработицы. Я имею в виду норму о введении налоговых каникул до 2015 года для субъектов, которые предоставляют исключительно бытовые услуги и годовой доход которых не превышает 300 тысяч гривен. Это важно для многих украинцев, которые сейчас задумываются о собственном бизнесе, но боятся, что в начале им будет сложно платить налоги. Тем более с учетом изменений в упрощенной системе.
Ярослав Жалило, президент украинского Центра антикризисных исследований:
– Очень удивляет готовность правительства изменить налоговые ставки. Например, со следующего года сильно снизится налог на прибыль предприятий и НДС уменьшится с 20% до 17%. Учитывая, что оба эти налога бюджетообразующие, непонятно, каким образом будут компенсировать их отсутствие. Лишних денег в бюджете явно нет. Значит, рассчитывают перекрыть какие-то каналы теневой экономики и улучшить собираемость. Иначе объяснить сокращения, которые к тому же подкрепляются освобождением от налогов представителей ряда отраслей, я не могу. Кстати, удивило желание освободить от налогов гостиничный бизнес, который нельзя считать малодоходным.
Сюрпризом стало то, что члены правительства, среди которых много состоятельных людей, согласились ввести налог на недвижимость, который в первую очередь ударит по ним. Это необходимо было делать, поскольку за последние годы недвижимость стала средством накопления и источником ренты. Могу также отметить введение дифференцированной ставки на доходы физлиц. Пока это немного не то, что называют прогрессивной ставкой в Европе, где процент от зарплаты в казну очень сильно варьируется, однако это уже начало.
Владимир Котенко, партнер, руководитель налогово-юридической практики Ernst&Young в Украине:
– Этот вариант налогового кодекса не настолько ухудшает положение бизнеса, как первоначальный. Тот был, по большому счету, кодексом крепостного права. Но и эта версия вызывает противоречивые ощущения. С одной стороны, там есть ряд революционных вещей. Например, если налогоплательщик получил разъяснение налоговой по какому-то спорному вопросу, а потом налоговая его изменила или отозвала, он будет избавлен не только от штрафа в случае претензий, но и от уплаты основного обязательства. Сейчас существует освобождение только от штрафа.
Еще из положительного: у нас были разные ставки налога на доходы физических лиц для резидентов Украины и нерезидентов: 15% и 30% соответственно. Сейчас ставки уравняли до 15–17%. Но – и это минус – запретили местным предприятиям включать в затраты оплату консультационных, маркетинговых, рекламных услуг нерезидентов. Также нельзя учитывать в затратах и роялти, перечисляемое нерезидентам. По мнению авторов, такие отношения использовались для уклонения от налогообложения. Если налоговая не может бороться с "уклонистами" интеллектуальными методами, то решает сделать непривлекательными целый пласт хозяйственных операций.
Сюрпризы для
Крупного бизнеса
Освобождение части налога на прибыль при внедрении энергосберегающих технологий
Бизнеса в крупных городах
Если в городе больше 150 тыс. жителей, единый налог там поднимается с 200 до 600 грн./месяц
Рыночных торговцев
Ликвидация фиксированного налога для работников рынков
Аудиторов и консалтеров
Освобождение их услуг от НДС
Владельцев автомобилей
Ликвидация транспортного сбора и увеличение акциза на бензин
Состоятельных людей
Введение налога на квартиры площадью более 100 кв. м и дома, площадь которых превышает 200 кв. м
Источник: проект Налогового кодекса
Наталья Гузенко, Фокус