Законно или незаконно Президент распускает Раду? Единственной инстанцией, способной ответить на этот вопрос, сейчас оказался Конституционный суд. И теперь, похоже, стране придется запастись терпением. КС, как известно, ничего не делает быстро. Если вообще делает
О том, что высший судебный орган практически самоустранился от оперативного решения судьбоносных для страны вопросов, мы уже писали. C той поры прошло еще два месяца, а ситуация практически не изменилась. Спрятавшись за регламентной нормой, которую сами же судьи и приняли, судьи КС могут любое представление рассматривать едва ли не бесконечно. Как результат — страна не один месяц жила с полулегитимным министром иностранных дел Борисом Тарасюком. Да что там Тарасюк! Отсутствие конституционной экспертизы Закона о правительстве ставит под сомнение легитимность любого Кабинета Министров, а без вывода КС об императивном мандате неопределенной остается судьба депутатов-перебежчиков. Зарубежные аналоги нашего КС подобные вопросы решают в считанные дни. История же украинского Конституционного суда не помнит примеров, когда дело рассматривалось быстрее, чем за 3-4 месяца.
Долгий ящик
Но, похоже, сейчас для Конституционного суда Украины настал момент истины. Без его решения политический кризис в стране может иметь непредсказуемые последствия. Коалиционеры, оспорившие законность президентского указа во вторник, попросили судей рассмотреть их обращение в пятидневный срок. Но пресс-служба КС хладнокровно отрезала: согласно регламенту, в распоряжении суда есть целых 15 дней только для того, чтобы решить, стоит ли вообще рассматривать данное представление.
Чьих будете?
Технология рассмотрения дел в КС действительно многоступенчата и неспешна. После оценки в управлении правой экспертизы всякое представление направляют председателю суда. Тот пересылает документ дальше — в одну из трех судейских коллегий, параллельно — назначает судью-докладчика. В сроках все перечисленные манипуляции никак не ограничены! Судья-докладчик тоже может не торопиться: у него сколько угодно времени на изучение документов и проведение экспертизы. Когда все материалы, наконец, готовы, они поступают на рассмотрение коллегии судей, которая должна отклонить его или принять в производство. После того, как дело принято, его непосредственное рассмотрение займет у судей не меньше чем 2 месяца (не считая, конечно, месяцев, потраченных на описанную выше подготовку).
Впрочем, по мнению бывшего судьи КС, а сегодня представителя Президента в Конституционном суде Владимира Шаповала, значительно ускорить рассмотрение дел в КС при желании может его председатель. "Когда я был членом КС — последние три года так и происходило. Это его право по закону. Практически председатель может не приступать к конкретному делу столько времени, сколько он считает нужным. Если его политическим пристрастиям предполагаемое решение не будет соответствовать или не удается принять решение по делу — он может отложить вопрос", — заявил Фокусу г-н Шаповал.
Последняя инстанция
К чести лидеров политических партий, большинство из них подтвердили, что исполнят решение КС, каким бы оно ни было. Такая готовность политиков отказаться от собственных идей и лозунгов продиктована не только их законопослушностью. Каждая из политических сил надеется, что решение КС по поводу досрочных выборов будет в ее пользу. И, очевидно, каждая имеет для этого свои резоны. Суд, как известно, состоит из 18 судей, треть назначается Президентом, треть — парламентом, треть — Съездом судей. Наивно было бы утверждать, что судья защищает интересы того, кто предлагал его кандидатуру. Некоторые из ныне действующих судей (см. "Чьих будете") назначались еще с подачи Президента Кучмы или парламента предыдущего созыва. В прессе уже неоднократно появлялась информация о колоссальных денежных суммах, которые якобы предлагаются носителям малиновых мантий в благодарность за то или иное голосование. Сами судьи гневно все обвинения отбрасывают, но если такие разговоры имеют хоть малейшие основания, то остается только представить, какой будет "цена вопроса" при определении конституционности досрочных выборов.
Пока же о настроениях в Конституционном суде можно судить по немногочисленной информации, проникающей наружу из-за толстых стен здания на улице Жилянской. Заместитель министра Кабинета Министров Елена Лукаш публично подтвердила информацию, появившуюся в СМИ, что судьи КС во время рейтингового голосования фактически отказали себе в праве пересматривать политреформу. Это, безусловно, выгодно проправительственной коалиции.
Еще одним неприятным для Президента сюрпризом стал отказ коллегии судей КС в открытии производства по конституционности Закона о Кабинете Министров. Что произошло по простой формальности — Президент оспаривал процедуру принятия закона, а не его суть. Сейчас в секретариате готовят повторное представление в суд.
Все эти "мелочи", возможно, и подтолкнули Президента к тому, что 26 марта он провел с конституционными судьями встречу за закрытыми дверьми. Это сразу же дало коалиции повод обвинить главу государства в давлении на КС, а коммунисты даже уверяли, что руководитель Президентского секретариата поздно ночью навещал одного из конституционных судей. Возможно, эти обвинения и необоснованны, но дыма без огня не бывает. Перед тем, как пойти на такой ответственный шаг как роспуск парламента, Президент просто обязан был прозондировать почву в Конституционном суде. Это совсем не означает, что он нашел там понимание и поддержку. Уже привычная для КС практика "невмешательства" тоже устраивает Банковую. Ведь избирательная кампания будет длиться всего два месяца, которые Конституционный суд может провести в состоянии глубокой задумчивости. А без его вердикта указ Президента остается в силе.