Политиков можно делить на фракции, на коалицию и оппозицию. Сами же они частенько разделяют себя по происхождению – на «село» и «город», приписывая друг другу соответствующие политические качества
Один из представителей нынешней оппозиции в частных беседах любит винить во всех бедах "селюков, пришедших к управлению страной".
Выходцам из сельской местности в политике он ставит в укор зацикленность и узость мышления. "Селюки", понятное дело, с такой постановкой вопроса не согласны.
Неслучайно ведь название родного села Виктора Ющенко известно всей стране. Друг детства и односельчанин Президента – издатель "Украины молодой" Михаил Дорошенко видит прямую связь между местом рождения Ющенко и особенностями его поведения на посту главы государства. Он уверен, что сельское происхождение – несомненный плюс для политика, и только потом идут образование и опыт.
– В селе очень сильны национальные корни, уважение к родителям. Недаром говорят, что село – колыбель нации, – рассуждает Дорошенко. – Условия жизни здесь изначально сложнее, поэтому воспитывается целеустремленность. И то, за что Ющенко часто называют излишне мягким, на самом деле – человечность, нежелание ломать через колено.
В украинской политике немало выходцев из села, но они не акцентируют на этом внимание. В городе им приходилось сталкиваться с определенными трудностями адаптации, но это, скорее, лишний повод говорить об особой крестьянской закалке, которую им пришлось обрести.
Активист-регионал Ярослав Сухой родом из села Оришковцы Тернопольской области. Высшее образование получал во Львове:
– Конечно, сельскому парню некомфортно в городе – из-за инфраструктуры, окружения, но самое главное – из-за рваного темпа жизни, когда нельзя ничего распланировать. Зато в университете сельских сразу видно – они более усидчивые. Пусть в лоске они проигрывают, зато становятся отличными спецами.
Сухой утверждает, что и в политике выходцев из села можно вычислить сразу, потому что "самые системные, комплексные, умные министры – как раз оттуда".
– С малых лет сельский человек приучен к тому, что за него никто ничего не сделает, – объясняет он этот феномен. – На мне, например, был определенный круг обязанностей. Я пас гусей и знал, что, кроме меня, их никто не выгонит. Дождь идет или спать охота, а корову утром надо гнать на пастбище, потому что молочка хотелось.
Бютовец Анатолий Семинога, родившийся в селе Самгородок Черкасской области, также в 17-летнем возрасте покинул малую родину, поехал в Киев и дослужился здесь до главы местной организации партии "Батьківщина". Он вспоминает, что период отвыкания от родного села завершился только в армии. Семинога утверждает, что сельские политики в буквальном смысле более приземлены и за "базар" отвечают.
– В Верховной Раде эти различия не так заметны, поскольку тут обсуждаются масштабные проблемы. А вот на местном уровне говорить о проблеме годами и не решать ее невозможно!
Если Анатолий Семинога признается, что постоянно ездит в родное село к стареньким родителям и даже регулярно помогает сажать и выкапывать картошку, то его соратника по коалиции нунсовца Павла Жебривского при воспоминаниях об огороде передергивает:
– Терпеть этого не могу. Я в детстве так в нем накопался, что сейчас езжу на родину просто отдыхать. Село для меня – детство, а в нем были и приятные вещи, но и много тяжелого.
Кто может говорить о селе часами, так это бывший спикер и один из создателей Селянской партии, а ныне депутат от КПУ Александр Ткаченко. Хотя сам он – уроженец небольшого города, его карьера неразрывно связана с сельской местностью. Он также отмечает важную деталь: те, кто считают себя коренными горожанами, на деле скорее всего оказываются сельчанами по происхождению.
– Возьмите Донбасс, Днепропетровск, Запорожье – там сейчас 90% людей с сельскими корнями. Эти мегагорода создавались при советской власти, строились заводы, в ПТУ шли дети крестьян. Если проанализировать, то сельские уроженцы доминируют сейчас во многих областях. Люди, которые с ранних лет ходят по земле босыми ногами, пасут коров, пьют молоко, едят свежие овощи, образуют определенный генотип.
Глава Фонда госимущества социалистка Валентина Семенюк вспоминает случай, произошедший с ней в парламенте в 1994 году.
– Обсуждался один проект, я внесла свои предложения, а один из депутатов и говорит мне: "Что ты там, село, говоришь!" На что я ответила словами своей мамы: "Iнколи сільське теля розумніше, ніж містечкове дитя". Он – сынок большого начальника, мог попасть учиться туда, куда хотел, а я три раза поступала. Кругом шла своими ножками. Знаете, говорят: "Візьмеш жінку із села – в місті приживеться, а от навпаки – не завжди", – подчеркивает Семенюк жизнеспособность сельских политиков.
Жертвы чеснока
Политики, родившиеся в городе, скептически относятся к заявлениям об исключительности и особых способностях провинциалов. Математик по образованию, нашеукраинка Ксения Ляпина, родившаяся в Киеве, считает, что такие вещи нужно доказывать экспериментальным путем, а пока все это лишь домыслы. Хотя признает, что горожанам многие вещи даются легче. Поспорил бы с однопартийцем Сухим и регионал Василий Киселев:
– Как только человек из села переезжает в город, он быстро ассимилируется, и через месяц вы не увидите никаких отличий. Не имеет значения, где родился и воспитывался. Все упирается в то, что папа с мамой в голову вложили.
Львовянин, коммунист Александр Голуб характеризует сельчан – в жизни и в политике – как консерваторов, основательных и осторожных:
– Сельский уклад жизни таков, что там с недоверием относятся к новому.
– Если когда-то село было носителем архетипов, то теперь это место, где грязно и где много пьют, – категоричен в разговоре с Фокусом коренной киевлянин, лидер "Братства" Дмитрий Корчинский, отмечая такой недостаток политиков – сельских уроженцев, как склонность к кумовству.
– Когда выходец из села Омельченко стал киевским мэром и набрал кадры аналогичного происхождения, в коридорах мэрии витал стойкий запах чеснока. Команда Черновецкого – в большей степени горожане, и атмосфера там сейчас совсем другая, – в присущей ему эпатажной манере сообщает Корчинский.
Эпатаж эпатажем, но некоторые специалисты считают, что едва ли не все наши беды – от "деревенских политиков" (их, по разным подсчетам, около трети в Раде, Кабмине, Секретариате Президента)
– Смотрите, кто Украиной правил: все президенты – селяне по происхождению, и половина премьеров. В чем тут проблема? Они неспешные, не умеют быстро реагировать, часто надеются на авось – это все качества, связанные с ритмом сельской жизни, это то, что с детства заложено и что ничем потом не вытравишь. А мир быстро меняется, за ним надо успевать! – горячится молодой культуролог Стась Иванов.
Но он и его единомышленники могут не переживать – в следующем политпоколении уроженцев сел, похоже, поубавится. Ведь, по сути, все успешные селяне во власти сделали карьеру еще при СССР, когда брали не только хваленым личным упорством, но и пользовались специальной квотой в вузах и продвигались по партийной лестнице.
Сейчас же, как объяснил Фокусу главный редактор культурологического журнала "Ї" Тарас Возняк, город и село все больше отдаляются друг от друга. И если село и присутствует в жизни современных украинских политиков, то только в виде загородных коттеджей, которыми обильно застроен киевский пригород. Вот такую цивилизованную "царскую деревню" одинаково любят и селяне, и горожане, оказавшиеся во власти.
Встреча города с деревней
5 актуальных сельчан и 5 актуальных горожан украинской политики
1. Иосиф Винский, министр транспорта, с. Лошковцы (Хмельницкая обл.) | 1. Арсений Яценюк, спикер ВР, г. Черновцы |
2. Виктор Балога, глава Секретариата Президента, с. Завидово (Закарпатская обл.) | 2. Раиса Богатырёва, секретарь СНБОУ, г. Бакал (Челябинская обл.) |
3. Виталий Гайдук, кандидат в вице-премьеры, с. Хлебодаровка (Донецкая обл.) |
3. Юлия Тимошенко, премьер-министр, г. Днепропетровск |
4. Леонид Кучма, второй президент Украины, с. Чайкино (Черниговская обл.) | 4. Юрий Луценко, министр МВД, г. Ровно |
5. Леонид Кравчук, первый президент Украины, с. Большой Житин (Ровенская обл.) | 5. Пётр Симоненко, лидер КПУ, г. Донецк |